Долина Центр
Самое популярное

Новая формула расчета субсидии, или Почему приходится платить за коммуналку больше 15% дохода

02 мая 2018 10:25 | №18 0 1634 1

Наши читатели часто обращаются к нам с вопросами на разные волнующие темы. Наиболее популярная, кроме пенсионного обеспечения, – оплата коммунальных услуг. Пенсионеры, как самая ответственная часть потребителей, стараются оплачивать счета вовремя и без долгов, даже если приходится экономить на продуктах питания. При этом нам, журналистам, пожилые люди часто задают один и тот же вопрос: почему плата за коммунальные услуги превышает 15% дохода семьи. Это же незаконно – говорят нам.

Мы решили «разложить по полочкам» все, что связано с расчетом субсидии и размером обязательного платежа. Тем более что с мая произведут перерасчет субсидии (начинается неотопительный сезон): у кого-то она станет меньше, а кто-то вообще лишится помощи. Почему? Попробуйте с нашей помощью произвести расчеты и сделать выводы.

     

Когда можно рассчитывать на субсидию?

Напомним, что до 2015 года размер обязательного платежа действительно составлял 15% (для трудоспособных) и 10% (для нетрудоспособных) от совокупного дохода семьи. В 2015 году было принято много изменений, которые отразились на процедуре назначения государственной помощи на оплату коммуналки. Изменилась и формула расчета субсидии. Тогда размер обязательного платежа стали определять индивидуально, в зависимости от размера ежемесячного дохода семьи в пересчете на одного человека. Правда, потребители по-прежнему слышали о пресловутых 15% дохода, но говорилось о них уже в другом смысле (что и вводило людей в заблуждение). Чиновники говорили о том, что субсидию могут получить те семьи, в которых коммунальные расходы превышают 15% совокупного ежемесячного дохода.

В настоящее время, согласно Постановлению №848 от 21 октября 1995 года* (с изменениями от 7 апреля 2017 г.), субсидии назначаются при наличии разницы между размером платы за жилищно-коммунальные услуги, сжиженный газ, твердое и жидкое печное топливо в пределах норм потребления и объемом определенного Кабинетом Министров Украины обязательного процента платежа.

     

По какой формуле считают?

Расчеты по определению размера субсидии для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг осуществляются в следующей последовательности:

1. рассчитывается среднемесячный совокупный доход и обязательная доля платы за жилищно-коммунальные услуги;

2. определяется общий месячный размер платы за жилищно-коммунальные услуги в пределах норм потребления (социальных норм и нормативов) в конкретном населенном пункте;

3. рассчитывается размер субсидии (как разница между стоимостью платы за жилищно-коммунальные услуги в пределах норм потребления и размером обязательного платежа). 

При этом размер обязательного платежа рассчитывается по следующей формуле:

  • определяется среднемесячный совокупный доход семьи – размер дохода семьи за предыдущие шесть месяцев;
  • среднемесячный совокупный доход семьи делится на количество членов семьи – и таким образом определяется среднемесячный доход на одного человека;
  • доход на одного человека делится на размер прожиточного минимума и определяется соотношение дохода семьи и размера прожиточного минимума на одного человека;
  • полученный результат делится на 2, а потом умножается на 15%, и получаем процент обязательной платы за услуги.

Для примера рассмотрим две семьи:

первая – два человека с совокупным доходом 4000 грн. в месяц;
вторая – три человека с совокупным доходом 6000 грн. в месяц.

Уточним, что при перерасчете с 1 мая учитываются доходы семьи за третий-четвертый кварталы 2017 года, а также прожиточный минимум, действовавший на тот момент, – 1624 гривни.

И в первом, и во втором случаях среднемесячный доход на одного человека составит 2000 грн., поэтому процент обязательного платежа у этих семей будет одинаковый: 9,23% = (2000 : 1624) : 2 х 15%.

А размер обязательного платежа в гривнях у двух будет отличаться, поскольку у них разный совокупный доход:

1-я семья – 4000 грн. х 9,23% = 369,20 грн.

2-я семья – 6000 грн. х 9,23% = 553,80 грн.

Соответственно, при одинаковом размере платежа за коммунальные услуги (например, 1000 грн.) размер субсидий тоже будет разный:

1-я семья – 1000 грн. – 369,20 = 630,80 грн.

2-я семья – 1000 грн. – 553,80 = 446,20 грн.

Получается, что в обоих случаях процент обязательного платежа для семей на одного человека будет одинаковым, а вот его размер в гривнях будет больше при большем количестве зарегистрированных в жилом помещении лиц. Из формулы расчета можно также сделать вывод, что чем меньше доходы у семьи, тем ниже ее расходы на коммуналку и больше помощь со стороны государства. К слову, государство намерено сократить расходы на выплату субсидий, в связи с чем в последние годы предпринимаются разные меры с целью уменьшить количество субсидиантов.

     

Проверят доходы и примут решение

Согласно статистике, в марте 2018 года субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг в Украине получали более 6 млн. семей, что составляет 44% от общего количества домохозяйств. В то же время эксперты уверяют, что в отопительный сезон субсидиями пользовалось более 50% населения. На летний период количество субсидиантов уменьшится. Это связано, как минимум, с двумя причинами. Первая – летом не нужно платить за отопление (это самая дорогостоящая услуга). Вторая – в прошлом году многим повысили пенсию, а также выросла минимальная зарплата.

В настоящее время сотрудники управлений социальной защиты населения собирают информацию – через Пенсионный фонд, центры занятости, Государственную фискальную службу, фонды соцстраха, ОСМД и жилищно-коммунальные организации. Таким образом они уточняют информацию о расходах и доходах граждан и о наличии задолженности по оплате за коммуналку.

После завершения процесса проверки работники «собесов» в течение десяти дней должны принять решение о назначении или неназначении субсидии и проинформировать об этом потребителей.

*«Об упрощении порядка предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива».


На субсидию не влияют...

Размер субсидии зависит от доходов всех членов семьи, зарегистрированных в жилом помещении. Обратите внимание, что в совокупный доход семьи не учитываются следующие доходы:

  • зарплата и все виды социальной помощи участников АТО;
  • одноразовые выплаты при рождении и усыновлении ребенка;
  • помощь опекунам детей-сирот;
  • стоимость бесплатно полученных санаторно-курортных путевок;
  • государственная помощь переселенцам на оплату коммунальных услуг;
  • выплаченные алименты;
  • доходы от размещения депозитов в банке;
  • зарплата членов избирательной комиссии;
  • денежная помощь общественных и благотворительных организаций;
  • одноразовая материальная помощь от местных властей, предприятий и организаций.


ТОЛЬКО ФАКТЫ

Около 500 гривен составил средний размер субсидии в марте 2018 года.

В 2018 году размер субсидии уменьшился на 62% по сравнению с суммой помощи, которая выплачивалась в 2017 году.

Сергей Задорожный

Комментарии – 1
    Элементы 1—1 из 1.
  • Иван 08 мая 2018 09:00

    Я получил 2 гр. инвалидности по профзаболеванию на государственном предприятии. От завода получаю доп.пенсию по проф.заболеванию. Учитывается ли при начислении субсидии эта сумма?

Добавить комментарий

Добавить комментарий

Соблюдайте правила комментирования. При несоблюдении, Вы можете быть забанены.

Если Вам надоело каждый раз вводить капчу – потратьте один раз две минуты и станьте полноправным участником соцсети "На пенсии", а главное комментируйте, без всякой капчи, сколько хотите.

Loading...
Загрузка