Долина Центр
Самое популярное

«7-й километр»: история появления знаменитого рынка

29 дек. 2017 09:15 | №51 0 296 0

Перед праздниками, в том числе новогодними, большинство одесситов и гостей города традиционно отправляется за подарками на «7-й километр» - самый крупный промрынок Одессы. Знаменитый «толчок» — одна из визитных карточек города. Как Одесса стала торговой столицей бывшего СССР? Как появился рынок и почему он носит название «7-й километр»?

     

Улочки Староконки

Когда-то в самом сердце Молдаванки располагался Староконный базар - один из старейших рынков Одессы. Здесь можно было покупить или увидеть разных животных и птиц. А за Староконкой в 80-е годы продавали редкий заграничный товар. И вполне по умеренной цене. Сейчас сложно представить, что заграничные джинсы вызывали настоящий ажиотаж, а их покупка оказывалась целым событием в жизни. Молодому поколению вообще сложно понять, что такое дефицит. А между тем, в советской стране, когда не было изобилия одежды и красивых товаров, люди точно так же хотели хорошо одеваться, как и сейчас.

Есть спрос — возникает и предложение. Именно поэтому появилось немало тех, кто продавал востребованные товары из-под полы. Местом, где возник импровизированный промтоварный рынок, стали окраины Староконки. В народе его прозвали толчок. Со временем базар разростался и постепенно стал занимать пространство на окрестных улицах. Дирекция Староконного базара задумалась: необходимо с этим что-то делать. А городское начальство схватилось за голову - какой позор в самом центре советской Одессы!

    

Кукурузное поле возле железной дороги

С 19 декабря 1989 года — а именно с этой даты принято вести отсчет «возраста» знаменитого «7-го километра» —  торговцев со Староконного рынка «перевели» за пределы города. Их разместили недалеко от совхоза «Авангард», где находились заброшенные  кукурузные поля. Рядом проходила автомобильная трасса на Овидиополь, где стоял указатель с надписью «7 км». Он и стал ориентиром.

Одесситы принялись осваивать новое место. Первое время торговали с газет. Некоторые вместо прилавков использовали раскладушки.

Основателем официального рынка считают Виктора Добрянского. В то время он председательствовал в совхозе «Авангард» и смог добиться от властей разрешения сдать заброшенное совхозное поле в аренду промышленному рынку, который был зарегистрирован как «Авангард». Кстати, и сегодня официальное название «7-го километра» — рынок «Авангард». Но «в народе» редко кто так называет местную достопримечательность.

По распоряжению Добрянского для работающих на рынке стали оборудовать торговые места: устанавливать столы, навесы и металлические ящики, запирающиеся на замок. В них можно было на ночь оставлять товар. За всем этим присматривала охрана, нанятая руководством рынка.

    

Вторая жизнь толчка

Пространство рынка огородили, а внутри с раннего утра и до вечера толкалось множество народу. Толчок стал похож на маленький город. Причем «город» был денежным, что привлекало внимание криминалитета.

Всевозможные «разводы» и провокации стали здесь обычным делом. Появились так называемые профессиональные «толкачи»- воры. Они, болтаясь в толпе, обчищали карманы, воровали товар, подбрасывали «куклы» с фальшивыми деньгами и так «нагревали» доверчивых покупателей на большие суммы. Так что первое время толчок представлял собой весьма опасное место. И отправляясь туда, нужно было соблюдать повышенную осторожность.

После распада СССР появилась возможность ездить за границу, и огромное количество людей хлынуло за товаром в соседние Турцию и Польшу. Организовывались морские «туры» на потрепанных временем судах в Стамбул. Люди терпели неудобства, лишь бы добраться до стамбульского рынка и накупить как можно больше товара. Полуподпольные путешествия в Польшу считались более опасными, чем в Турцию. Часто по дороге вооруженные бандиты останавливали автобусы и, угрожая оружием, отбирали у пассажиров то, что они везли. Пытаясь заработать, люди перед поездкой брали деньги в долг или закладывали свое имущество, а в итоге теряли все. Перевозчики стали нанимать охрану. Но получалось еще хуже. Охрана затевала перестрелки с бандитами, и под пули попадали случайные люди.

     

Вечные кризисы

После распада Союза разразился экономический кризис, и для многих торговля стала единственной возможностью выжить. Толчок разрастался. Очень скоро вместо столов на рынке появились списанные в морском порту контейнеры: они идеально подходили под небольшой магазин. Их можно было запирать, в них помещалось много товара. Контейнеры стоят на рынке и сейчас.

Сегодня рынок переживает не лучшие времена. Многие эксперты прогнозируют дальнейший спад торговли на нем. Это связано с появлением продаж через интернет. Уже не редкость здесь такая картина: в пустом контейнере стоит стол с компьютером, перед ноутбуком сидит один человек. Это - офис интернет-магазина, где обороты торговли могут быть больше, чем в нескольких соседних контейнерах.

Тем не менее, «7-й километр» все равно остается крупнейшим рынком на просторах бывшего СССР. Пока еще он обеспечивает работой много людей не только из Одессы, но и из ближайших областей. И как бы ни сложилась дальше судьба знаменитого рынка, он навсегда останется частью истории современной Одессы.


«7 километр» в цифрах

Общая площадь рынка — 110 гектаров. Из них застроено 75 гектаров.
На рынке зарегистрировано 15 тысяч торговых точек. Это магазины, контейнеры, склады, павильоны.
Здесь официально трудоустроены 60 тысяч человек, из них 20 тысяч - это субъекты предпринимательской деятельности.
На территории есть три медпункта, скорая помощь, отделение полиции, автостанция, три автостоянки, банк, две гостиницы, сеть заведений общественного питания.

Ирина Лобусова

Добавить комментарий

Добавить комментарий

Соблюдайте правила комментирования. При несоблюдении, Вы можете быть забанены.

Если Вам надоело каждый раз вводить капчу – потратьте один раз две минуты и станьте полноправным участником соцсети "На пенсии", а главное комментируйте, без всякой капчи, сколько хотите.

Loading...
Загрузка