Что известно о телемедицине?
Термин «телемедицина» часто присутствует в медиа, когда речь идет о дорожно-транспортных происшествиях, произошедших где-то на периферии. И пострадавших, которые находятся в тяжелом состоянии. Их доставляют в ближайшее медицинское учреждение, а затем, на основании результатов телеконсультирования (проходит с помощью видеосвязи или телефонной связи) со специалистами больницы в райцентре или в каком-нибудь крупном городе, транспортируют туда для дальнейшего лечения.
Еще телекоммуникационные технологии приходят на помощь тем, кто намерен поехать лечиться за границу. Сначала таким пациентам приходится отсылать свои документы в клинику или проходить телеконсультирование со специалистами оттуда.
Вот, кажется, и все, что известно о телемедицине. И только тем, кто с ней сталкивался. Для большинства людей – и врачей тоже – это совершенно неизвестное пространство.
Ведь сначала ее позиционировали именно как вспомогательное мероприятие, позволяющее упростить вопросы диагностики инсультов, сложных травм на расстоянии. Теперь телемедицина становится глобальным направлением нашей медицины и ее должны нормировать новым законом.
Лечение не для всех?
Теледиагностика, телелечение, телереабилитация – эти понятия являются составляющими нового закона. Но они будут работать только там, где есть соответствующее техническое обеспечение компьютерами, интернетом – в кластерных больницах, крупных амбулаториях семейной медицины, частных медицинских центрах.
А если человек живет в небольшом отдаленном населенном пункте и не имеет компьютера, то он, оставаясь больным дома, не будет иметь ни теледиагностики, ни телелечения, ни телереабилитации. К сожалению, проблемы этой прослойки населения нашей страны (а она в результате войны становится все шире) разработчики закона во внимание не принимали.
Кроме того, термины «теледиагностика», «телелечение», «телереабилитация» и другие могут иметь разные толкования, четкого юридического их определения не существует. Именно на это обратили внимание в Главном юридическом управлении Верховной Рады и написали в своем заключении:
«Определение термина «теледиагностика» не раскрывает, между какими субъектами будет происходить обмен медицинской информацией. Следует обратить внимание на то, что Основы законодательства Украины о здравоохранении не содержат определение термина «телереабилитация».
Учитывая эти существенные замечания, а они были и у других комитетов Верховной Рады, Главное юридическое управление Верховной Рады сочло необходимым отправить законопроект на доработку. Но эта рекомендация осталась проигнорированной. И законопроект стал действующим законом. Теперь предоставлять услуги телемедицины имеют право те учреждения, которые получили лицензию на медицинскую практику. И будет происходить это при полном отсутствии норм и правил оказания такой помощи.
На что пойдут европейские деньги?
Реализация закона «О телемедицине» не требует дополнительного финансирования из государственного или местных бюджетов, а будет осуществляться с применением возможностей финансовой и технической помощи, предоставляемой Украине международными учреждениями и организациями, а также зарубежными странами. Техническая помощь будет привлекаться в виде экспертной помощи, необходимых материальных ресурсов, выделенных на целевые нужды.
Привлечение материально-технической помощи для развития телемедицины в Украине предусмотрено на три года. Ориентировочная сумма финансового обеспечения для реализации мероприятий по телемедицине на 2023 год составляет 91 миллион 763,4 тысячи гривен. Деньги неплохие, но совершенно непонятно, как и на что они будут тратиться, если качественной и четкой юридической основы у этого документа нет.
Удивляет, что в пояснительной записке к законопроекту его разработчики утверждали, что закон не имеет никакого отношения к работе органов местного самоуправления, правам и интересам территориальных общин, местному и региональному развитию, социально-трудовой сфере, правам лиц с инвалидностью.
Прочитав такое, возникает вопрос: а зачем тогда принимать такой закон? Выходит, что он не имеет никакого отношения к реальным проблемам людей и будет создавать лишь более благоприятные условия для теоретиков от медицины, которые будут готовить научные статьи и диссертации по цифровизации отечественного здравоохранения.
Светлана Комисаренко
*«О внесении изменений в некоторые законодательные акты по функционированию телемедицины» № 3301-IX от 09.08.2023 года