Фото: freepik
Ключевые тезисы:
Ранее мы рассказывали, что Кабмин планирует повысить пенсии в Украине в 2026 году: у кого прибавка будет больше всего.
Мы вместе с независимым пенсионным экспертом Виктором Богдановым проводим аудит пенсионного законодательства на справедливость расчета пенсий – такой, каким он вообще должен быть – основан на полном трудовом взносе пенсионеров, то есть на трех параметрах:
Раньше мы разобрали, что с даты выхода на пенсию может очень существенно зависеть ее размер – да-да, разница может быть в несколько тысяч гривен.
Сегодня мы продолжим «разбор полетов»:
Большой несправедливостью в расчете пенсий наш независимый эксперт считает ограничение размера заработной платы, учитываемой для исчисления пенсий.
До принятия нового пенсионного законодательства в 90-е годы максимальный размер зарплаты для исчисления пенсии не был жестко ограничен. Так что если человек получал солидную зарплату, он мог рассчитывать на высокую пенсию, исчисленную из всей суммы.
Однако пенсионная система начала реформироваться. Законом «О пенсионном обеспечении» от 1991 года были установлены ограничения на размер пенсии, которые хоть и менялись, но всегда имели свой максимум.
Но главное, что пенсионные взносы уплачивались со всей заработной платы, однако при исчислении пенсии учитывалась только ее часть. Таким образом, высококвалифицированные специалисты с высокими заработками, такие как металлурги, химики, атомщики и вахтовики, получали пенсии, не пропорциональные их вкладам в Пенсионный фонд.
Важно, что ограничение касалось максимального размера пенсии, а не заработной платы. То есть, если работник получал очень высокую зарплату, с которой платил взносы, его пенсия все равно не могла быть больше определенного порога.
Таким образом, государство сознательно снизило коэффициент зарплаты при расчете пенсии. А это уменьшает размер пенсии на несколько сотен гривен в месяц, а если сосчитать – в целом за все время некоторым пенсионерам недоплатили десятки и даже сотни тысяч. Особенно досадно, что так оскорбили людей, выполнявших тяжелый труд в тяжелых условиях.
Конечно, пенсионерам тогда доходчиво разъяснили, что пенсионная система должна найти баланс между их вкладами и возможностями бюджета. И такие ограничения – это вынужденный шаг, чтобы избежать слишком больших пенсий, но обеспечить хоть какую-то стабильность выплат для всех пенсионеров.
Эта несправедливость якобы была устранена с введением в 2004 году «максимальной величины» дохода, с которого уплачиваются страховые взносы. То есть государство установило предел – 5,6 размера средней заработной платы по Украине. И если человек получал большую зарплату, ЕСВ взимался только по этой части.
2011 этот показатель был изменен на 15 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц. И если сравнить расчет пенсий по предварительным и новым показателям, разница тогда была небольшая, хоть и в пользу государства. Ну, на чью же?
Но сегодня, спустя 14 лет, ситуация является потрясающей. Если бы правительство не приняло те изменения 2011 года, то для исчисления пенсий должны использовать показатель 5,6 средних зарплат, то есть более 125 тысяч гривен! А так этот предел установлен на уровне всего 46 тысяч.
Конечно, речь идет прежде всего о тех пенсионерах, которые работали на вредных производствах и получали высокие зарплаты. А вот наших «привилегированных» категорий государственных иждивенцев, как судьи или прокуроры это не касается, ведь государство позаботилось о них отдельно.
Следующее несправедливое решение государства – это ограничение коэффициента стажа пенсионерам. Для списка №1, то есть для тех, кто работал в тяжелых и вредных условиях, он не должен быть больше 0,85, а для тех, кто работал в обычных условиях – ограничение составляет 0,75.
И поэтому опять-таки пенсионеры ежемесячно недополучают несколько сотен гривен. А они выливаются в десятки тысяч, а если сосчитать пенсии до октября 2017 года, когда действовал повышенный коэффициент стажа 1,35, то – пожалуй, для нервной системы лучше этого не делать.
Вот приведу настоящий пример.
Пусть условный металлург Василий отработал в трудных условиях 38 лет. Соответственно, его стаж с учетом положений списка №1 составил 76 лет. Василий вышел на пенсию в 60 лет, но не захотел сидеть дома и решил передать свой опыт молодым в академии. Там он отработал преподавателем еще 12 лет.
Нетрудно посчитать, что его стаж составляет 88 лет, то есть коэффициент стажа составляет 0,88. И вот из-за действующего ограничения коэффициента стажа ему не учитывают 3 года труда.
А я еще раз напомню, что в Украине для определения размера пенсии преумножают:
Возьмем, например, в этом году средняя зарплата по Украине за предыдущие три года для основного количества пенсионеров составляет 8913,83 гривны.
Следовательно, недоплатят нашему металлургу 489, почти 500 грн, ежемесячно.
А за все время пребывания на пенсии действительно адский труд не получит он – внимание – более 100 000.
Вот такая «справедливая» математика в Пенсионном фонде!
Ну и последний пункт, как говорится – вишенка на торте! Вроде бы мало предыдущих.
Согласно 1 части статьи 40 Закона “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании” заработная плата за период страхового стажа до 1 июля 2000 года учитывается при условии предоставления отделений ПФУ в своей области.
А уже согласно Порядка, обработка этих справок проводится управлениями Пенсионного фонда из других областей Украины. Этот механизм называется экстерриториальным принципом и был введен для прозрачности и эффективности. Это позволяет избежать возможных манипуляций с документами на местном уровне, поскольку ни один человек в местном отделении не может повлиять на процесс проверки.
И когда пенсионеры обращаются за перерасчетом пенсии, довольно часто им отказывают, еще и дают письменные разъяснения – мол, причиной является непредоставление первичных бухгалтерских документов начисления зарплаты за период, указанный в справках.
И хотя в законе речь не идет об обязательном подтверждении справки о зарплате «первичными документами», на практике именно так и происходит, если справка вызывает сомнения. Именно при проверке этой справки Пенсионный фонд может потребовать эти первоначальные документы (приказы, табели, лицевые счета), чтобы подтвердить ее достоверность.
Конечно, здесь возникает вопрос – а кто должен предоставлять такую информацию в другие области? Ведь у обычного человека нет таких первичных бухгалтерских документов.
Согласно законодательству, их должны хранить либо на предприятии, либо в архивных учреждениях. То есть ответственность за хранение и предоставление документов работающих предприятий несет их администрация, а в отношении ликвидированных предприятий – эти документы передаются на хранение в архивные учреждения.
И именно туда обращаются и Пенсионный фонд, и сами пенсионеры, чтобы получить необходимые справки.
Вот и выходит, что вся ответственность за подтверждение данных, указанных в справке, лежит на Пенсионном фонде Украины и архивных учреждениях. То есть пенсионер только должен предоставить справку, а ее достоверность уже проверяют государственные органы.
Но работники Пенсионного фонда почему-то – умышленно или нет – не делают этого.
И что остается пенсионерам? «Махнуть рукой» и упустить возможность увеличить пенсию.
Но у них есть по меньшей мере три инструмента, как все-таки получить свое. Вот что можно сделать:
Больше – в нашем новом видео. Посмотрите его до конца, и узнайте, как хоть немного увеличить свою пенсию.
Вас также могут заинтересовать новости:
Десятки лет на вредном производстве и проблемах со здоровьем не гарантируют дополнительных социальных бонусов. Как…
Правильный и своевременный сбор моркови напрямую влияет на её вкус, сочность и срок хранения. Если…
Торт «Три стакана» — это настоящая находка для тех, кто любит простые и вкусные домашние…
Участники боевых действий и лица, приравненные к ним, имеют право на первоочередное безвозмездное получение земельных…
Украинцы, пользующиеся газом, уже начали получать новые платежки. Сумма к оплате может колебаться от 100…
Многие пенсионеры даже не подозревают, что в определенных случаях им придётся вернуть часть уже полученной…