В редакцию пришло письмо от Феодосии Воедило из города Вознесенска Николаевской области. Читательница пишет: «Разъясните, пожалуйста, что такое коэффициент на газ, с какого времени он начисляется и при каких условиях? Я получаю квитанции с большими суммами: к примеру, за июнь должна 1077,13 гривен, за июль – 919,22 гривен, за август – 889,60 гривен. Откуда берутся эти цифры, если летом газ был не таким дорогим?»
Письмо Феодосии Игнатьевны, которая возмущается доначислениями по газу, – не единственное в редакционной почте. Другие читатели тоже интересуются, почему облгазы, кроме расчетов по показаниям счетчиков и доплаты за доставку газа, приплюсовывают еще суммы за какой-то коэффициент. Законно ли это и что делать с огромными суммами в платежках?
Еще в ноябре 2018 года в ряде городов Украины потребители стали возмущаться, получив платежки с доначислениями по газу за три предыдущих года (закон о рынке газа вступил в действие с 2015 года, – прим. ред.). Облгазы объяснили свои действия следующим образом.
Объем газа измеряется на всех этапах – от добычи до поставки потребителям. При этом коммерческие потребители (предприятия) платят за «приведение объема топлива к стандартным условиям измерения» с декабря 2015 года, а население нет. В результате, как утверждают представители газоснабжающих организаций, они несут значительные убытки.
Проблема кроется в том, что стандартными считаются следующие условия: поставка газа при температуре воздуха плюс 20 градусов и атмосферном давлении в 760 мм ртутного столба. Но в зимний период газ сжимается, а в летний – расширяется. А более 80% годовой поставки газа населению приходятся как раз на отопительный период, когда разница в объемах достигает высоких показателей.
Специалисты говорят, что для приведения объемов потребленного газа к стандартным условиям можно использовать счетчики с термокорректорами. Но они мало распространены (а может, и невыгодны поставщикам). Большинство счетчиков, которые установлены у потребителей, показывают объемы газа в рабочих условиях – без корректировки температуры и давления. И чтобы привести объем топлива к стандартным условиям, показания счетчика умножают на соответствующий коэффициент, который колеблется от 0,97 до 1,08 в зависимости от календарного месяца. Зимой используются повышенные коэффициенты, из-за чего и счет за газ выше, а летом – наоборот.
Для каждой области установлена своя шкала помесячных коэффициентов. А кроме времени года, эти показатели зависят также и от места установки прибора учета. Согласно Методике приведения объема газа к стандартным условиям*, определены шесть групп коэффициентов:
Но Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), запретила делать бытовым потребителям доначисления по коэффициенту. По мнению Нацкомиссии, «температурная» разница уже учтена в тарифах – в объеме так называемых производственно-технологических расходов. А это значит, что потребитель платит дважды за одно и то же. Поддерживает НКРЭКУ в этом вопросе и «Нафтогаз».
Несмотря на запрет Нацкомиссии и штрафы, которые накладывает Антимонопольный комитет, 16 газоснабжающих предприятий продолжают выставлять потребителям так называемые доначисления. Более того, они оспаривают претензии в судах. Виной тому – неоднозначность трактования законодательных актов.
Процедура приведения объемов газа к стандартным условиям действительно предусмотрена Законом Украины «О рынке природного газа» и Кодексом газораспределительных сетей. Но прямых указаний на то, что эти нормы распространяются не только на предприятия, но и на население, в законодательстве нет. Этот вопрос регулируется ведомственными документами и по-разному может трактоваться в судах.
К примеру, в июле этого года решением Винницкого окружного административного суда соответствующее постановление НКРЭКУ относительно АО «Винницагаз» было признано противоправным и отменено. Тем самым подтверждена правомерность приведения объемов потребленного газа к стандартным условиям. Добились судебных решений об отмене предписания НКРЭКУ о запрете доначислений также «Ровногаз» и «Днепропетровскгаз».
А апелляцию «Харьковгаза» административный суд оставил без удовлетворения, тем самым признав неправомерность начислений «температурных коэффициентов».
Борьба в судебных инстанциях между государством и газовыми компаниями все еще продолжается. А что делать потребителям?
Юристы советуют потребителям бороться за свои права. Для этого необходимо:
Кстати, несколько потребителей – из Волынской, Сумской и Киевской областей – уже обратились в суды.
Егор Пасхалов из Киевской области – один из них. Как пишет издание «День», он выиграл у газовщиков уже два суда. Коммунальщики подали кассационный иск. Но истец не собирается останавливаться. Если удастся выиграть дело в Верховном Суде, то это, говорят адвокаты, создаст весомый прецедент.
По словам заместителя начальника департамента энергоэффективности НАК«Нафтогаз Украины» Алексея Хабатюка, Большая палата Верховного Суда должна проанализировать решения судов и сформировать единую правоприменительную практику. Это позволит поставить точку в деле «температурных коэффициентов», обеспечить защиту прав потребителей и выработать механизм возврата потребителям излишне уплаченных средств.
Есть и другой путь – менее затратный во всех отношениях. Достаточно принять нормативный документ, который бы запретил применение «газового коэффициента» при расчетах с бытовыми потребителями. А это работа для наших парламентариев. Найдется ли у них время и желание заняться этим вопросом?
*Коэффициенты приведения объема природного газа к стандартным условиям содержатся в Приказе Министерства топлива и энергетики Украины №116 от 26.02.2004 г. Ознакомиться с ними можно на сайте, где размещаются правительственные документы: zakon.rada.gov.ua.
Почему активизировались поставщики?
С открытием рынка газа «температурные коэффициенты» стали средством давления на тех, кто решился поменять поставщика. Так, один из потребителей Киева решил «уйти» от «Киевоблгазсбыта». В результате ему предъявили долг, сделав доначисления с 2015 года, хотя ранее речь ни о каких долгах не шла. Киевлянин пожаловался в НКРЭКУ. В ответ Ольга Бабий, член НКРЭКУ, заявила, что такие действия незаконны и нарушают права потребителей.
В подобных случаях Ольга Бабий советует писать жалобу-заявление поставщику с требованием провести проверку начисления. Если коммунальщики не реагируют – сообщать о нарушениях в территориальные органы НКРЭКУ и Госпродпотребслужбы.
Информационно-справочная телефонная линия НКРЭКУ: (044) 204-70-72.
Горячая линия Госпродпотребслужбы: (044) 364-77-80.
Звонки бесплатные только для жителей Киева.
Претензии к газовщикам и не только
Ольга Новикова
Засолка кеты – это отличный способ раскрыть неповторимый вкус этой красной рыбы. С помощью различных…
Останется ли шоколад любимым десертом украинцев? Из-за кризиса какао и роста цен на сахар плитки…
Инновации, которые экономят ваше время: ПриватБанк интегрировал функцию бесконтактного добавления карт в Apple Pay. Как…
Шесть месяцев именно столько дает закон на принятие наследства. Но что делать, если срок истек?…
Ситуация на фронте остается сложной. Противник, используя свое преимущество в живой силе и технике, постоянно…
Международная организация Красный Крест в настоящее время претворяет в жизнь несколько гуманитарных проектов на территории…