Карикатура Алексея Кустовского для На пенсии
Ключевые тезисы:
Позвонил мне недавно коллега из США — бывший сотрудник херсонской газеты, которой я в свое время отдал четверть века. Далеко занесло его ветром войны. Говорили за жизнь, потому, помимо прочего, расспросил я его и об одной из жизненных тем — и там, за океаном, и здесь, у нас — об общественных туалетах.
Ранее мы рассказывали, чем опасны антенны мобильной связи.
Вспомнили конец 1990-х. Тогда наша «молодая» редакция арендовала помещения в здании бывшего НИИ в центре Херсона. В сотне метров шумел Центральный рынок, и торговый люд быстро сообразил, что, чем с 50 копейками за день рабочий пару раз расстаться (это ж, считай, буханка хлеба), так лучше пройтись до НИИ с бесплатными туалетами на каждом этаже? Трудно описАть, как там все было опИсано. Закончилось все просто — арендаторы вскладчину повесили замки на туалеты.
В США, рассказал коллега, все иначе. В любой кафешке — положил доллар на прилавок и прошел в туалет. Для справки: чашка кофе там стоит около трех долларов. А в супермаркетах просто проходишь в туалет. А как-то, поделился коллега, он «надулся пивасика» и попросился в аптеку: пустили, слова не сказав, показали, куда пройти.
Почему я заговорил об этом сейчас? Потому что был недавно просто шокирован двумя новостными сюжетами на эту тему. Первый — о случае на Закарпатье. Как сообщалось, в начале января группа детей и взрослых возвращалась с экскурсии. На трассе Киев–Чоп автобус остановился у кафе — детям понадобился туалет. Хозяин заведения отказал, даже когда ему предложили заплатить. Часть людей пошла в сторону леса (понятно, для чего) — и тогда, по словам свидетелей, владелец спустил собак, крикнув «Фас!». Пострадали дети, одна девочка попала в больницу. Ведется следствие.
Что это было — жадность? Стоимость кубометра воды в Закарпатской области — около 43 гривен. Это одна чашка кофе! Но несколько человек ТОННУ воды в унитаз бы не слили. Да и заплатить они предлагали. Нет, здесь проблема в чем-то другом. Просим читателей «На пенсии» поделиться с нами своими рассуждениями.
Вторая история произошла в Одессе (короткое видео было опубликовано на одном из местных сайтов). Камера в аптеке зафиксировала диалог между женщиной «в годах», натягивающей на себя гамаши в торговом зале и сотрудницей аптеки, возмущенной тем, что посетительница помочилась прямо на пол в торговом зале. Внешний вид женщины и манера ее разговора ни на секунду не позволяют предположить, что она не трезвая или страдает скудоумием. На выходе из аптеки дрожащим от слез голосом она произнесла: «Людиною треба бути!». Перед этим, одеваясь, она пояснила сотруднице аптеки, что люди на улице, услышав ее вопрос о туалете, посоветовали зайти в аптеку. Что ж, логика здесь есть прямая: аптека — это медицина, а медицина у многих (еще не разочаровавшихся в ней) ассоциируется с помощью и человечностью. Дама, вероятно, попросилась в аптеке в туалет, и, получив отказ, предпочла сделать то, что она сделала, а не ходить по морозу в мокром нижнем белье.
Журналисту проще писать о том, что он чувствует на собственной шкуре. Так вот, вышеоговоренную тему я считаю своей темой. Мне вовсе не сложно откровенно общаться с читателями «На пенсии», потому что вы, уважаемые, — мои сверстники, а значит во многих вопросах — единомышленники. Благодарен, что именно по совету одного из вас наша газета поменяла мнение о том, что «НА ПЕНСИИ жизнь только начинается» на более реалистичный слоган – «Живемо!» Да, живем, но, увы, без болячек жить не получается. И я о них, о своих, говорю с вами без стеснения. Помнится, рассказывал вам о сывороточном гепатите (желтуха в простонародье). Его мне в 1973 году «подарили» в институтском медпункте, когда делали прививку противоклещевую перед стройотрядом в Тюмень. Всей бригаде одним шприцом делали. А сейчас признаюсь, что с годами жизнь мне подарила аденому предстательной железы. По статистике, после 60 лет с ней сталкиваются до 80–90 % мужчин.
Я уже после 60 и даже немного после 70 и потому обзавелся аденомой. И она, зараза, частенько навязчиво напоминает о себе с помощью моего же мочевого пузыря. Именно потому к обоим описанным выше «туалетным» ситуациям у меня отношение практически «личное». Особенно к одесской. И я не буду здесь говорить об «облико морале» людей, запретивших нуждающимся облегчить мочевой пузырь. Уверен, что владелец придорожного кафе обязательно попадет в аденомный процент. И тогда он будет носить с собой прищепку — чтобы зажать причинное место, когда клапан (его медицинское название- сфинктер) уже аж криком кричит: пора сбросить напор жидкости, я уже ни за что не отвечаю! Ох и ужасное это чувство. Оно заставляет меня, к примеру, с опаской передвигаться по городу, чтобы когда прижмет, быть поближе к месту, где можно найти туалет. В Одессе таких мест я посещал всего три: в Горсаду на Дерибасовской (за визит 4 гривни), на Староконном рынке (7 гривень) и «Привозе» (10 гривень). По официальным данным мэрии, в Одессе работает порядка 20 общественных туалетов. Другие источники называют цифру порядка 50. Много это или мало на город-миллионник — вопрос риторический.
Было дело — попытались у нас изменить Закон «О защите прав потребителей» добавлением права потребителя на бесплатный доступ к туалету в объектах торговли и услуг, но это был лишь проект закона №12371, который застрял в комитетах Верховной Рады. А жаль: этот законопроект ориентирован именно на посетителей магазинов, кафе, ресторанов и аптек. Он предлагает закрепить норму, что посетители этих заведений имеют право бесплатно воспользоваться туалетом, даже если они ничего не купили. Безусловно, это в корне бы изменило ситуацию. Но, увы.
Европейские государства, чтобы не было «туалетного» противостояния, взяли на себя заботу по созданию «смягчителя» ситуации. Это биотуалеты. Да, в Европе, куда мы так стремимся, уличные биотуалеты — обычная практика. Они не признак роскоши, а элемент санитарной безопасности города. А еще они сводят на нет конфликты с бизнесом в плане «туалетной» нагрузки на кафе, рестораны и аптеки.
В Европе действует принцип: сначала поставь туалет — потом штрафуй за нарушение. У нас же — наоборот: штраф есть, а туалета рядом нет (справление нужды в общественных местах приравнивается к мелкому хулиганству по статье 173 Кодекса Украины).
В 2005 году, во время командировки в США (в составе группы из десяти херсонских журналистов – по обмену опытом), повезли нас как-то знакомиться с работой телерадиостудии в городе Дикейтор (Алабама). Тропой через густой лес топаем на вершину высоченного холма, к телевышке. Отстал я от коллег: решил под деревом «полив» организовать. Смотрю, а неподалеку – среди деревьев – аккуратный туалет из нержавеющей стали: теплая вода, бумага, зеркало, сушилка электрическая для рук. В лесу. Бесплатно.
Почему-то мне кажется, что подавляющее большинство сограждан, прочитавших эту информацию, скажет: так у нас это все завтра разгромят и разворуют. Так что меняемся, люди! И желательно к лучшему. Да, и просьба к вам: напишите, как обстоят дела с этой темой там, где вы живете. «На пенсии» читают по всей стране, так что мы с вами узнаем об общеукраинской ситуации.
Читайте также:
Когда в доме холодно, первыми реагируют ноги, и именно это усиливает ощущение холода во всем…
Период оттепели зимой несет дополнительные риски для пешеходов и водителей. Наибольшую опасность представляют сосульки, образующиеся…
Даже надлежащим образом оформленное завещание не всегда гарантирует бесспорное получение наследства. В 2026 году наследники…
Правила начисления выплат для внутренне перемещенных лиц снова изменились, и для многих семей это может…
С февраля 2026 года в Украине действуют обновленные правила мобилизации и отсрочек от призыва. Законодательство…
Хотите омолодить сад и повысить урожайность? Февральские работы по обрезке деревьев, кустов и винограда помогут…