Ключевые тезисы
В городе за ребенка борются. В селе просто закрывают школу. Как относятся к образовательной реформе в общинах?
С сентября в Украине могут закрыть сотни школ, где учится менее 45 учеников. Чиновники ссылаются на сокращение рождаемости, малую наполняемость классов и низкое качество образования в сельских заведениях. Но часто в таких обсуждениях игнорируют главное: станет ли массовое закрытие малокомплектных школ приговором для населенных пунктов, где они находятся? Поскольку именно детский сад, школа, семейная амбулатория или фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) всегда были местами тяготения людей. Когда исчезает хотя бы один из этих элементов, жители начинают искать другое место для жизни – удобнее, ближе к инфраструктуре. А при отсутствии школы речь даже не идет о перспективе: никто не поедет жить туда, где нет условий для образования детей.
В общем, когда речь идет о закрытии большого количества школ и усложнении доступности образования для многих детей, этот вопрос широко обсуждается властью, педагогами и родителями. Дальше поскольку при отсутствии школ люди будут вынуждены ехать в поисках лучшей жизни для детей в города, другие населенные пункты или за границу, нужно поднять вопрос о хоть каких-то возможностях развития населенных пунктов, где уже не будет школ. Ибо никто не поедет жить и работать туда, где нет важнейших элементов инфраструктуры. Это вопрос власти, которая должна создавать условия для равномерного развития общин на своей территории, а не увеличивать количество неперспективных населенных пунктов.
Руководители многих регионов хорошо понимают: пришедшие с фронта военные должны где-то работать и строить мирную жизнь со своими семьями. Для этого нужны не только рабочие места, но и школы, чтобы детям не приходилось каждый день тратить несколько часов, чтобы добраться до учебного заведения. А там, где мужчины не вернутся с фронта, вся ответственность ляжет на плечи женщин и детей-подростков, которым часть хозяйственных дел придется взять на себя. И чтобы при таких условиях ребенку успевать еще учиться, школа, конечно, должна быть не в соседнем селе за десятки километров, а поближе.
Без внимания остается также проблема сокращения ставок педагогов после закрытия школ — уже некуда в селах трудоустраиваться молодым специалистам, а учителя-пенсионеры потеряют работу и вынуждены будут выживать на небольшую образовательную пенсию. За чертой бедности окажутся люди, которые возрождали образование в независимой Украине. Справедливо ли это по отношению к ним?
К таким печальным перспективам по-разному отнеслись в регионах страны.
В конце марта 2025 года в СМИ появилась информация, что в Ивано-Франковской области могут закрыть 50 школ в 25 общинах. Это, конечно, очень испугало людей. Но директор областного департамента образования Виктор Кимакович успокоил, что решение еще не принято: «В 2025-2026 учебных годах ничего не меняется, а в 2026-2027 увидим».
В Ужгороде перспективы школьного образования уже неоднократно обсуждали с участием руководителей 63 общин. И речь шла не о необходимости «втиснуться» в цифры, предоставленные Минобразования, а об особенностях Закарпатской области – горная местность с тяжелыми дорогами, когда добраться до соседнего села – большая проблема. И поэтому область смело заявила о формировании мощной сети академических лицеев, где учащиеся смогут получить полное среднее образование. Таких учебных заведений с 2027 года будет в области 107 (для сравнения, например, в Одессе – всего 32).
В селе Ладыжинские Хутора Винницкой области, чтобы сохранить местную двухэтажную школу со спортивным залом и укрытием, приглашают семьи с детьми школьного возраста, которые покинули оккупированные территории, потеряли дом или оказались в сложных жизненных обстоятельствах и готовы к переезду. Им бесплатно предоставят жилье, помогут с работой и создадут комфортные условия для жизни и обучения.
В селе работают Укрпочта, два магазина, ФАП, дом культуры, библиотека и дошкольное учреждение. В селе проведен высокоскоростной интернет (оптоволокно). Есть возможность устроиться на работу, что немаловажно для переезда. Школа – очень важный элемент местной инфраструктуры. И несколько семей из разных уголков Украины уже переехали в Ладыжинские хутора.
В частных беседах педагоги говорили, что, по их мнению, дело не в уменьшении количества учащихся в школах и не в необходимости защищать права детей на качественное образование. Дело в деньгах. Закрытие школ позволит сэкономить бюджетные денежные средства. На образование одного ученика из села государство в среднем в год тратит 30,4 тысяч гривен, а в городе — 24,4 тысяч гривен. В некоторых селах стоимость обучения одного ученика составляет более 51 тысячи гривен. Это связано с необходимостью удерживать и выплачивать зарплату работникам большого количества школ, в которых обучается мало учащихся. То есть, образование в селах стоит дороже, но, по мнению специалистов Минобразования, не оправдывает эти средства качеством. Следовательно, переезд школьников в города выгоден государству финансово.
***
Сельское образование действительно стоит дороже. Но цена потери общины еще выше. Если в селе не будет школы, там не будет и будущего.
Читайте также:
Не нужно много слов. Только пять — и они могут стать опорой в самом тяжёлом…
Если вы любите есть немытые овощи или фрукты на рынке или просто из огорода, а…
Даже самый опытный повар не застрахован от кухонных заминок. Что делать, если лук подгорел, свекла…
Порванная купюра может стать не только причиной стресса, но и поводом для интересного журналистского расследования.…
Готовите ужин на скорую руку? Добавьте нотку свежести и уюта с этим простым рецептом курицы…
Задумались, что хранится в вашей аптечке? Просроченные лекарства могут не только не помочь, но и…