Пятница, 21 февраля, 2025
ГлавнаяДомашний адвокатВыплаты пенсионерам, переселенцам и ветеранам: что не так с заявлениями чиновников

Выплаты пенсионерам, переселенцам и ветеранам: что не так с заявлениями чиновников

Недавно в Минсоцполитики обнародовали результаты своей работы за прошлый год. Мы проанализировали этот отчет о достижениях, которыми кичатся в министерстве, и что с ними не так.

Ранее мы писали об отчете о работе министерств в условиях военного положения: как изменились наши пенсии за три года войны.

Выплаты пенсионерам, переселенцам и ветеранам

В конце января прошла презентация основных результатов работы Минсоцполитики за прошлый год. На первый взгляд, результаты впечатляют, и ведомство действительно решает немало важных вопросов. С другой стороны, там записали в достижения и то, что было сделано еще до 2024 года, и то, что пока вообще не сделано, а есть только в планах. Кроме того, некоторые вещи даже сложно назвать достижениями.

Итак, остановимся на ключевых пунктах достижений 2024 года, которые приводит министерство, и добавим несколько собственных размышлений на этот счет.

  • О финансировании и индексации пенсий:

736,4 миллиарда гривен направлено на финансирование пенсий, проиндексированы пенсии для 10 миллионов украинцев на 8%.

Наш комментарий. Есть ли в этом непосредственно достижение министерства, если выплата пенсий – это прямая обязанность государства? Также остается открытым вопрос, произошла ли на должном уровне упомянутая индексация.

  • Об ограничении заоблачных пенсий:

ограничены чрезмерно высокие пенсии, назначенные по специальным законам.

Наш комментарий. Это произошло уже в 2025-м, а не в 2024 году. К тому же, к такому решению есть немало процедурных вопросов, о чем мы писали ранее.

  • О помощи пенсионерам с прифронтовых территорий:

пенсионерам на прифронтовых территориях выплачено дополнительно более 1,9 миллиарда гривен (благодаря поддержке Всемирной продовольственной программы ООН).

Наш комментарий.Здесь ведомство само признает, что это международная поддержка.

  • О выплатах переселенцам:

упрощен механизм получения пенсии украинцам, переехавшим из Крыма и оккупированных районов Донецкой и Луганской областей.

Наш комментарий. Возможно, это единственное настоящее достижение, которое произошло после принятия в апреле 2024 года Закона №3674-ІХ. Ранее пенсионерам, переселившимся из Крыма на подконтрольную Украине территорию, в возобновлении украинской пенсии отказывали. Опять-таки решение принято Верховной Радой. Министерство, в свою очередь, помогало в проработке самого законопроекта.

  • О пенсии по баллам:

инициирована пенсионная реформа.

Наш комментарий. Если речь идет о внедрении бальной системы, то эта инициатива была объявлена ​​премьер-министром еще в 2023 году. В конце 2024 года была обнародована предварительная версия закона, после чего вопрос отложен на 2025 год. Инициировано – не значит реализовано.

  • О поддержке переселенцев:

1. в 2024 году помощь на проживание получили более 1,2 миллиона внутренне перемещенных лиц (ВПЛ), на это из госбюджета направлено 38,5 миллиарда гривен;

2. 15 миллиардов гривен направлено на компенсацию семьям за уничтоженное жилье;

3. разработан механизм предоставления субсидии на аренду жилья для внутренне перемещенных лиц;

4. для ВПЛ из числа людей с инвалидностью и старшего возраста заработала услуга поддержанного проживания.

Наш комментарий. Выплаты на проживание для большого количества внутренне перемещенных лиц отменили почти год назад. Теперь вместо этого ввели субсидию на аренду жилья (фактически программа стартовала только в конце января 2025). Оформить новый вид субсидии будет гораздо труднее, а суммы выплат на семью в среднем будут меньше, чем прежняя помощь на проживание. Следовательно, такое достижение звучит достаточно цинично. В свою очередь денег на компенсацию за разрушенное жилье категорически не хватает. Заложенные в бюджете деньги абсолютно не покрывают реальные потребности, которые в правительстве полностью осознают, но в отчете не отмечают.

  • О поддержке семей с детьми:

  1. выделено более 3,9 миллиарда гривен в рамках программы «Теплая зима» – для выплат малообеспеченным семьям с детьми и семьям ВПЛ с детьми;
  2. направлено 28,4 миллиона гривен на выплаты в рамках программы «Ребенок не один» – на детей, которые еще не получили статус ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительской опеки, и устроены в семью родственников, знакомых, приемную семью, детский дом семейного типа;
  3. почти полмиллиарда гривен из государственного бюджета направили на оздоровление и отдых детей;
  4. открыли 200 центров жизнестойкости, где все члены семьи могут получить психологическую помощь и социальную поддержку;
  5. расширили услугу «муниципальная няня»;
  6. улучшили содержание «пакет малыша» – до 50 качественных и современных вещей. За год пакет получили более 41 тысяч семей, а еще 138 тысяч семей выбрали денежную компенсацию на более 1 миллиарда гривен.

Наш комментарий. Большая часть из перечисленных заслуг реализована за счет Государственного бюджета, а эта его часть, в свою очередь, наполнена за счет международной помощи. Незаметная на первый взгляд, но большая работа органов социальной защиты заключается именно в администрировании этих выплат и услуг.

Попытки как можно больше детей сирот пристроить к приемным семьям – цель, конечно, благородная. Но таким образом государство разгружает интернатные учреждения и переводит ответственность на общество. При этом создание Центров жизнестойкости, на наш взгляд, превращает Министерство социальной политики в «министерство психологии», когда при отсутствии надлежащей финансовой помощи государство пытается помочь людям хотя бы морально.

  • О поддержке лиц с инвалидностью:

1. в 2024 году направлено 19,3 миллиарда гривен на выплаты лицам с инвалидностью с детства и детям с инвалидностью с детства;

2. министерство закупило более 416 тысяч вспомогательных средств реабилитации более 108 тысяч человек на общую сумму пять миллиардов гривен;

3. существенно повышена предельная стоимость протезов, в том числе для военных;

4. полностью обеспечена потребность в реабилитации детей с инвалидностью.

Наш комментарий. Здесь снова в заслуги приписывается прямая обязанность – выплата социальных пособий, предусмотренных законом. Закупка вспомогательных средств подается так, как будто это сделано за личные средства чиновников министерства. Есть вопросы и перед тем, как обеспечение средствами реабилитации работает на практике, а не в отчетах.

  • О поддержке военнослужащих:

1. в 2024 году была введена новая услуга адаптации – чтобы помочь ветеранам вернуться к гражданской жизни после демобилизации и наладить контакт с семьями;

2. введено социальное сопровождение в воинских частях – чтобы быстро оказывать социальную помощь и поддержку.

3. направлено 12,42 миллиарда гривен на разные виды социальных выплат и льгот;

4. повышена стоимость закупки протезов и обеспечены лучшие комплектующие от мировых производителей.

Наш комментарий. Кроме того, что мы писали в предыдущих пунктах, бросается в глаза дублирование функций в разных ведомствах: Минсоцполитики, Министерстве ветеранов, Минреинтеграции, которое недавно переименовали в Министерство единства. Как здесь делить достижения и провалы? На всех? Или хорошие решения плюсуем себе, а неудачи списываем на соседние министерства?

***

Конечно, это лишь поверхностный анализ и каждый пункт требует особого внимания. Страна живет и работает в сложных условиях и нельзя подвергать сомнению абсолютно все инициативы. Впрочем, эта статья не была бы столь критической, если бы речь шла об обычном отчете. Но он подается Министерством соцполитики с определенным пафосом под такими громкими лозунгами как: «глобальные изменения и новая философия поддержки», «глобальные трансформации ключевых политик и восстановление справедливости», «ключевые достижения» и т.д. На практике эти красивые слова очень часто несовместимы с суровой реальностью.

Ранее мы писали:

Новое на сайте

купить ноутбук Одесса, цены в Украине