Еще в марте было принято Постановление Кабмина о монетизации льгот на проезд. Правда, оно имеет рекомендательный характер, и окончательное решение о переходе на выплату наличных «транспортных денег» правительство оставило за местными властями. Кто-то уже выполнил данные сверху рекомендации, кто-то все еще находится в поиске оптимального решения. Впрочем, во многих регионах Украины монетизация все же состоялась. Где, как и сколько дают льготникам? Хорошо это или плохо?
В Постановлении «Об установлении государственных социальных нормативов в сфере транспортного обслуживания» правительство установило минимальное количество поездок, на которые должны давать деньги из местных бюджетов. Окончательные размеры выплат определяют местные власти, но Кабмин утвердил основной принцип расчетов на месяц: средняя стоимость проезда умножается на 30 поездок (на городских, пригородных и междугородных маршрутах). При этом местные органы самоуправления могут увеличивать как количество поездок, так и суммы ежемесячных транспортных выплат.
Выплаты наличных должны осуществляться управлениями социальной защиты населения к 20 числу каждого месяца. Пенсионерам и тем, кто является получателем государственной социальной помощи, перечисление денег производится на текущие счета в банках или на адрес выплатных почтовых отделений на основании данных Единого автоматизированного госреестра льготников и Пенсионного фонда – без личного обращения граждан. Тем, кто не получает пенсию и пособие, «транспортные деньги» перечислят на личный счет в банке после подачи соответствующего заявления в управление соцзащиты по месту регистрации.
Как мы уже сказали, ежемесячный размер выплат на каждого льготника должен утверждаться местными администрациями из расчета на 30 поездок в месяц. При этом средняя стоимость проезда определяется на 1 января календарного года. Если цена за проезд вырастет, размеры выплат должны пересмотреть со следующего месяца. Кроме того, для тех, на кого распространяется действие законов по оплате проезда транспортом общего пользования на междугородных маршрутах, наличные выплаты увеличиваются на 20%. Для лиц с инвалидностью І группы и детей с инвалидностью от шести лет они осуществляются в двойном размере. А для тех лиц данной категории (плюс еще люди с инвалидностью II группы), которые проходят реабилитацию или обучаются в учебных заведениях, суммы компенсационных выплат дополнительно увеличиваются еще в два раза.
На сегодняшний день во многих регионах уже определились с размерами монетизации льгот на проезд. В среднем по стране для разных категорий льготников они составят от 60 до 480 грн. Такие решения уже приняты в Винницкой, Волынской, Донецкой, Закарпатской и других областях. На Одесщине, к примеру, распоряжение председателя облгосадминистрации о выплатах наличных на проезд было дано в конце мая. Минимальная сумма для оплаты билетов в городском и пригородном транспорте составит 114 грн., в междугороднем – 136,80 грн.; лицам с инвалидностью выделят, в зависимости от категории, 228 либо 456 грн. Финансирование должно осуществляться из районных бюджетов.
В то же время в некоторых населенных пунктах монетизацию отложили. К примеру, Николаевский район Одесской области решил монетизацию пока не проводить и ездить по старой схеме, о чем письменно проинформировал руководство региона. Не перешли на наличные выплаты и в Киеве, Львове, Мариуполе.
Еще до принятия решения о монетизации льгот на проезд представители Минсоцполитики аргументировали его важность тем, что таким образом будет восстановлена справедливость для всех категорий льготников, проживающих как в городах, так и в сельской местности. Возможно, что для жителей сел и такие суммы являются подспорьем к небольшим пенсиям и зарплатам. Но с другой стороны, трудно соизмерить необходимость в поездках людей, проживающих в больших городах и живущих в маленьких селах. Потребности и спрос разные.
На монетизацию уже бурно отреагировали воины-«афганцы» и АТОшники, вышедшие две недели назад на митинг к стенам Верховной Рады. Бывшие военные были возмущены тем, что у них урезают льготы и вместо положенного по закону безлимитного круглосуточного бесплатного проезда предлагают довольствоваться ежемесячными выплатами в размере 70 грн. или чуть больше. На днях в редакцию нашей газеты пришло письмо и от совета ветеранов проектного института водного хозяйства «Укрюжгипроводхоз». В нем от имени более 300 подписавшихся председатель организации Валентина Томашевская также высказывает мнение о недопустимости перехода на монетизацию льгот на проезд, называя выплаты мизерными, а инициативу ущемляющей права пенсионеров. Аргументация ветеранов-водников понятна: людям пожилого возраста необходимо часто ездить – например, в те же медицинские учреждения. Подсчитать количество этих поездок в месяц невозможно. Все зависит от состояния здоровья людей. Кроме того, они получают мизерные пенсии и платят большие суммы за коммуналку. Поэтому переход на 100 гривен ежемесячных выплат вместо круглосуточного бесплатного передвижения в общественном транспорте только усугубит их и без того тяжелое материальное положение.
Возмущение людей понять можно. Да и в статье 22 Конституции Украины сказано, что при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод граждан. А неограниченный льготный проезд в большей части предусмотрен законами. Как быть?
Только факт
Свыше 12 млн. льготников претендуют на бесплатный проезд.
О льготах на проезд в Беларуси
В соседней Беларуси с 1 января 2007 года были отменены различные льготы донорам, чернобыльцам, ветеранам труда, жертвам нацистских преследований, инвалидам III группы. Не обошли стороной и пенсионеров. Им отменили бесплатный проезд, речь о монетизации льгот даже не шла. Правда, в апреле 2008 года пенсионерам предоставили сезонную 50-процентную скидку на проезд в пригородном транспорте – с мая по сентябрь. Позже указом президента эта привилегия стала ежегодной.
Так, в настоящее время все пенсионеры (мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет) имеют право на 50-процентную скидку стоимости проезда на железнодорожном, водном и автомобильном пассажирском транспорте пригородного сообщения на период сезонных сельскохозяйственных работ ежегодно с 1 мая по 30 сентября.
Сергей Задорожный
Потрясающе вкусный десерт за рекордно короткое время – прийдете в восторг от этого рецепта.
Несмотря на обещания, не все украинцы смогут получить новую денежную помощь от президента.
В каком возрасте можно будет выйти на пенсию в следующем году и какой стаж нужно…
Современные туалетные системы из пластика становятся незаменимым решением для загородных домов и дачных участков, где…
Правительство решило повысить финансовую помощь семьям погибших защитников.
Стало известно, какими погодные условия будут в первый зимний месяц. Чего ожидать.