17 мая актеру Александру Ленькову исполнилось бы 75 лет. Сам он считал себя больше театральным актером и снимался в кино только в небольших ролях. Однако эти образы были настолько достоверны, что запомнились зрителям на долгие годы.
Первую роль в театре сыграл в 10 лет
Родился Александр Сергеевич в разгар войны — в 1943 году в деревне Рассказово Тамбовской области, хотя его семья принадлежала к стопроцентным жителям столицы. Еще студенткой мать актера отправилась туда рожать, как сейчас многие едут в европейские клиники. Ей казалось, что в сельской местности все пройдет благополучнее. Через месяц она вернулась с новорожденным в Москву. Отец Ленькова работал инженером на секретном предприятии, связанном с ракетостроением, а мать преподавала высшую математику. Но несмотря на это, Леньковы много лет жили в огромной коммунальной квартире на семь семей.
В школе Саша учился очень плохо, и понимал, какой учебник нужно доставать, только после того как учитель начинал писать на доске формулы или задачи. Родители считали сына разгильдяем и уже не чаяли, что из него выйдет толк. Однако, как часто бывает в таких случаях, вмешалась судьба.
Школа, в которой вместе с Леньковым учились Андрей Миронов и Илья Рутберг, задним двором выходила к театру Моссовета. И когда для роли сына уборщицы в спектакле «Студент третьего курса» понадобился мальчик, ассистент режиссера, конечно же, отправился в ближайшую школу. Для спектакля отобрали нескольких мальчишек, однако у Ленькова конкурентов не было: к тому времени у него уже был первый театральный опыт — он сыграл Снегурочку в школьном спектакле.
Кстати, актер всю жизнь был взрослым ребенком, поэтому ему удавались роли в детских фильмах и сказках. Александр Леньков регулярно снимался в «Ералаше» (детском юмористическом журнале). Он сыграл робота в детской киноленте «Отроки во Вселенной», отца мальчика Дениски в экранизации «По секрету всему свету», классного руководителя в комедии «Магия черная и белая». В сказке «Тайна Снежной королевы» артист перевоплотился в Снеговика, а в детском фильме «Остров Ржавого генерала» – в робота Бабу-Ягу. Несмотря на большую популярность и зрительскую любовь, театр у актера всегда был в приоритете.
«Лёньфильм» и три бутылки пива
За каждое выступление на сцене Александр получал два рубля, и считал себя богачом. В то время это были далеко не фантазии — на заработанные деньги юный актер сумел купить себе киноаппарат и стал снимать кино про своих одноклассников и соседей под маркой «Лёньфильм». После этого он даже подумывал поступить на операторский факультет, но любовь к сцене была непреодолимой.
Когда театр со спектаклями выезжал в область, все актеры добирались автобусом и только знаменитая Вера Марецкая — автомобилем. С ней в машине ехал и юный актер, который на обратном пути от усталости засыпал у нее на коленях. Эти воспоминания о том, как спал на руках у одной из лучших актрис страны, Леньков сохранил на всю жизнь.
После школы он собирался поступать во ВГИК, но, увидев объявление о приеме в студию театра Моссовета, решает подавать документы сюда. На вступительных экзаменах преподаватели поставили ему условие: театр или спорт (Леньков серьезно занимался велоспортом, был мастером спорта). Дело в том, что велосипедисты сильно сутулятся, а у актера должна быть безукоризненная осанка.
Во время учебы в студии группе Ленькова повезло: мастер-классы у них вела Любовь Орлова, они играли на одной сцене с Ростиславом Пляттом, Верой Марецкой и Фаиной Раневской. Руководитель театра Моссовета Юрий Завадский старался знакомить своих студентов с запрещенными в то время темами и даже приглашал многих неугодных власти преподавателей.
Александр Леньков рассказывал, как однажды Раневская отняла у него… три бутылки пива. Актер где-то купил дефицитный в то время напиток и уже предвкушал, как сейчас в гримерке выпьет стаканчик. Одновременно с ним ко входу подъехала машина, из которой вышли Раневская и администратор театра. Последний, увидев Ленькова с дефицитным напитком, тут же «пошутил»: «Фаина Георгиевна, наш молодой актер Саша очень хотел бы угостить вас пивом». Раневская обрадовалась, и весь «пивной запас» Ленькова перекочевал в ее сумочку. Актер, обладавший рыцарскими качествами, даже глазом не моргнул. И только после того как прима царственно удалилась, разочарованно вздохнул.
За орденом «пришлось пойти»
Кроме актерского таланта, Леньков обладал дизайнерскими способностями. Совершенно бескорыстно он шил однокурсникам и знакомым дефицитные в то время джинсы, причем по собственным лекалам, которые были не хуже американских. При этом искусству моделирования одежды актер никогда не учился. Кроме джинсов, Леньков снабжал друзей и рубашками, которые кроил из платков. Это дизайнерский ход он придумал даже немного раньше, чем знаменитый модельер Вячеслав Зайцев. Вообще, Александр Сергеевич был на все руки мастер: он мог выступить в роли режиссера, оформить спектакль как художник, создать декорации как плотник.
Александр Леньков проработал в одном театре всю жизнь, снялся более чем в 80 фильмах. Никогда не пропускал спектакли и играл даже в гипсе, и с температурой под сорок, считая, что сцена лечит. При этом он терпеть не мог всяческие награды и чествования. Однажды его к какой-то дате наградили орденом Дружбы Народов, но актер на вручение не явился. Его несколько раз приглашали прийти за наградой и, в конце концов, из Кремля в театр пришла «обиженная» телеграмма, в которой говорилось, что актер Леньков проигнорировал награждение. Пришлось пойти получить орден.
Ленькова приглашали в Большой театр
В 1966 году в театре Моссовета поставили спектакль Пьера Гамарры «Король Фанфарон», где Александр Леньков играл героя по имени До-ре-ми. Роль с элементами танца актер исполнил столь блистательно, что ему поступило предложение… перейти в Большой театр. Александр Сергеевич долго думал над ним, ночами не спал, однако решил, что драматическое искусство ему ближе балетного, и остался в родном театре.