Скандал, разразившийся в 1903 году в парижском Лувре, был самым шокирующим за всю историю существования главного музея Франции. Виднейшие профессора и руководство Лувра своим позором были обязаны простому одесскому ювелиру, а скромная улица Успенская в одночасье стала известна всей Европе.
Чего греха таить, жуликов в Одессе всегда хватало, особенно в XIX веке. Богатый портовый город-праздник располагал к роскошной и беззаботной жизни, поэтому сферу деятельности для своих афер одесские комбинаторы выбирали наиболее доходную. Вот и братья Лев и Шепсель Гохманы решили, что торговля поддельным антиквариатом «прямо с раскопок» позволит им разбогатеть, не прилагая к этому никаких усилий. Они приняли в свои ряды каменотеса Якова, который создавал «античные шедевры», и студента-историка, который давал им консультации.
Теперь Гохману требовалось продать этот шлем, желательно в европейский музей и как можно дороже. И старший из братьев отправился прямиком в Париж. Директор Лувра принял его весьма сухо, а к предложению отнесся с откровенным недоверием. Однако когда он увидел шлем, то просто лишился дара речи. Он знал, что в Причерноморье ведутся раскопки греческих городов и мечтал приобрести хотя бы несколько украшений.
Оптимизм французских ученых в подлинности тиары разделяли не все, но тем не менее она продолжала украшать коллекцию Лувра. Даже официальное заявление директора Одесского археологического музея о том, что ни о какой тиаре Сайтоферна одесским археологам неизвестно, их не смутило. Постепенно страсти вокруг тиары улеглись, сведения о ней появились во всех справочниках и каталогах, а сама она гордо покоилась в центральном зале под стеклянным колпаком.
Возможно, так продолжалось бы и по сей день, если бы в 1903 году художник с Монмартра по прозвищу Эллин не заявил, что тиара скифского царя — его талантливых рук дело. Он находился под следствием за фальсификацию античных произведений, и заодно уж решил приписать себе и подделку тиары Сайтоферна. Разразился жуткий скандал, а в Лувр стали ломиться толпы посетителей, чтобы поглазеть на творение, которое смогло обмануть археологическую элиту Франции.
Однако через несколько дней в редакцию одной из французских газет пришло письмо от одесского ювелира Лившица, который возмущенно опровергал слова художника-самозванца. Он написал о том, что собственными глазами видел, как в Одессе, на Успенской улице в доме №36, его хороший знакомый ювелир Израиль Рухомовский работал над этой самой тиарой. Слова Лившица удостоверяла и его соседка. Вскоре сенсационные новости появились в одесских газетах, и в квартиру Рухомовского стали ломиться журналисты. Он вынужден был во всем признаться, тем более что отдавать всю славу какому-то парижскому самозванцу с Монмартра ювелир не собирался. Более того, он обещал доказать авторство, если у руководства Лувра найдется 1200 франков на дорогу до Парижа для бедного одесского ювелира. Разумеется, деньги нашлись, и вскоре Рухомовский прибыл в столицу Франции. Вокруг его гостиницы день и ночь дежурили журналисты, а во всех кабаре распевали едкие песенки о том, как одесский ювелир обвел вокруг пальца маститых ученых.
В назначенный день одессит с достоинством прошествовал в кабинет директора Лувра. Он достал из потертого саквояжа эскизы и литейные формы, а также назвал точную химическую
Во Франции тиара вызвала такой ажиотаж, что изымать ее из собрания музея было просто опасно. Поэтому дирекция сделала остроумный ход: из экспозиции древнего искусства ее переместили на выставку современного декоративного искусства, где она находится и по сей день, а на ее боку на всякий случай выгравирована надпись: «Сделал Израиль Рухомовский».
Сам знаменитый ювелир умер в 1936 году в Париже. Сегодня его тиара участвует во всех выставках знаменитых подделок, а экспонаты Рухомовского стали воровать из экспозиций не хуже античных раритетов.
Награда за подделку
В 1904 году Парижская академия искусств наградила Израиля Рухомовского Большой Золотой медалью и премией третьей степени. После революции одесский ювелир уехал в Париж. Здесь его пригласили на работу в реставрационные мастерские Лувра. Кроме того, он брал заказы на ювелирные изделия, и богатые французы буквально выстраивались к нему в очередь, а в парижских салонах организовывали его выставки. Говорят, его заказчиком был сам барон Ротшильд.
Уже с 1 декабря 2024 клиентов "Ощадбанка" ожидают существенные нововведения. Станут ли услуги банка более…
Финансовый лимит на один подарок составляет 1500 грн. Фото писем будут публиковаться на странице фонда…
Использование перевязочных материалов, бинтов и ранозаживляющих средств является важной частью медицинской практики и первой помощи.…
Некоторые украинцы, которые пострадали из-за войны, могут рассчитывать на определенные льготы от государства.
У пенсионеров есть ряд обязанностей перед Пенсионным фондом Украины. Несвоевременное информирование об изменениях в вашей…
На месте происшествия работают экстренные службы, оказывающие всю необходимую помощь пострадавшим. Также продолжаются аварийно-спасательные работы.