В конце декабря в клинике Сан-Диего (США) в возрасте 92 лет умер Владимир Шаинский. Наверное, нет человека, который не знал бы его песен. «Когда цвели сады», «На дальней станции сойду», «Не плачь, девчонка», «Родительский дом», «Мы начинаем КВН». А еще — «Голубой вагон», «Улыбка», «Чунга-Чанга» и многие-многие другие. Яркий композитор и удивительный человек навсегда останется в нашей памяти.
Носил одежду из «Детского мира»
Однажды в кабинете главного редактора музыкальной фирмы «Мелодия» (эта фирма специализировалась на выпуске музыкальных пластинок) Юрия Энтина раздался звонок. Звонил охранник по внутреннему телефону. Он сказал, что к Энтину просится какой-то странный человек. «Чем странный?» — удивился редактор. «На нем вся одежда из «Детского мира». У меня старший сын такую носит, — сказал охранник, — а по виду вроде взрослый». Редактор распорядился пригласить посетителя.
Это был мужчина очень маленького роста, с доброжелательной открытой улыбкой — Владимир Шаинский. Он принес рекомендательное письмо от азербайджанского композитора Кара Караева, любимого ученика Дмитрия Шостаковича. К тому моменту Шаинский уже окончил две консерватории — Московскую как скрипач и Бакинскую как композитор. Успел три года проработать в знаменитом оркестре Леонида Утесова. Он писал очень серьезную академическую музыку. Дмитрий Шостакович был его кумиром. И в мечтах он видел себя таким же классиком, как и любимый кумир.
Все это так не вязалось с его внешним видом, что редактор улыбнулся. «Мне кажется, у вас должны получиться детские песни», — сказал он. В тот месяц к выпуску как раз готовилось несколько детских пластинок. А хорошие песни для детей всегда были в дефиците. Они пользовались успехом и популярностью, но были большой редкостью, потому что мало кто из серьезных композиторов их писал.
В столе редактора оказалось детское стихотворение о мальчике Антошке, который очень не любил учиться и трудиться, зато первым шел к обеденному столу. Шаинский улыбнулся и попросил не беспокоить его минут десять. Редактор удивился: как это, разве для того, чтобы сочинять музыку, не нужен рояль? «Я могу сочинять где угодно, — сказал Шаинский и, как по клавиатуре, забарабанил пальцами по столу. А через десять минут он уже напевал: «Антошка, Антошка, пойдем копать картошку».
Так началось сотрудничество композитора с фирмой «Мелодия», за годы которого было написано свыше 40 песен. И каждая стала музыкальным хитом. Их пела вся страна. А к Владимиру Шаинскому пришла заслуженная мировая слава.
Киевлянин из Баку и Москвы
Владимир Шаинский родился в Киеве 12 декабря 1925 году в еврейской семье. Его родители были учеными: отец — химиком, а мать — биологом. Как и всех детей в еврейских семьях, с самых ранних лет его обучали музыке. Когда мальчику исполнилось 8 лет, он поступил в музыкальную школу при Киевской консерватории, по классу скрипки. А после окончания школы, мечтая стать скрипачом, продолжил учиться уже в консерватории.
Но началась война, и семья эвакуировалась в Ташкент. А в 1943 году юношу призвали на фронт. Владимир Шаинский служил в полку связи. Он не любил вспоминать это время. Для творческого человека армейская муштра — всегда тяжелое испытание. И композитор не был исключением.
После войны семья вернулась в Киев. Но Шаинского не привлекала карьера концертирующего скрипача. Поэтому, когда сам Леонид Утесов пригласил его в свой оркестр, он принял это предложение и переехал в Москву. Там возобновил обучение уже в Московской консерватории. До 1952 года Владимир Яковлевич играл в оркестре Леонида Утесова. А затем стал преподавать в музыкальной школе. В этот период Шаинский увлекся сочинением музыки. Он окончил Бакинскую консерваторию, факультет композиции, восхищался своим учителем Кара Караевым и мечтал сочинять серьезную музыку. Но судьба распорядилась иначе.
Хиты для самых сложных слушателей
Когда в «Мелодии» вышла пластинка с детскими песенками, к Владимиру Шаинскому обратились с киностудии «Союзмультфильм». Там готовился к постановке мультфильм о Чебурашке. Для композитора работа над музыкой к детскому мультфильму стала необычным экспериментом. Ведь к тому моменту он уже написал произведение для струнного квартета, концерт и серьезную симфонию. Он так увлекся предложением киностудии, что на свет появились песни, моментально ставшие хитами. Сейчас невозможно представить себе историю о Чебурашке и Крокодиле Гене без восхитительных мелодий Владимира Шаинского.
Творческое сотрудничество с «Союзмультфильмом» длилось свыше 20 лет: «38 попугаев», «Крошка Енот», «Песня мамонтенка», «Антошка», «Дважды два — четыре» и еще множество музыкальных шедевров для детей… Чтобы перечислить все творческое наследие композитора, просто не хватит места!
Музыку Шаинского любили все без исключения, независимо от возраста, социального положения и уровня образования. Причем все его песни настолько просты в исполнении, что сыграть их может буквально каждый. Таким умением может похвастать далеко не каждый композитор!
Три жены — музы композитора
Шаинский, обладающий прекрасным чувством юмора, часто шутил по поводу своей внешности, называя себя «далеко не красавцем». Однако это не мешало ему пользоваться успехом у женщин. Композитор был женат три раза.
Первая жена, Ася Султанова, училась с Шаинским в Московской консерватории. Она — тоже композитор. Союз творческих людей — это всегда сложные взаимоотношения, поэтому их брак распался. Но бывшие супруги до конца жизни сохранили теплые дружеские отношения.
Вторая жена, Наталья, была домработницей у знакомых Шаинского. Когда композитор стал искать домработницу, порекомендовали именно ее. В этом браке родился сын Иосиф. Но супружество продлилось недолго. Сказалась разница в социальном положении и в менталитете.
Третья жена, Светлана, младше мужа на 41 год. Когда они познакомились, ей было 17 лет, а известному композитору — 58. Она работала помощником бухгалтера в Союзе кинематографистов. Но, несмотря на шокирующую разницу в возрасте, брак оказался на редкость счастливым. В нем родились сын Вячеслав и дочь Анна.
Последние годы жизни Владимир Яковлевич жил в США. В 2000 году он принял решение переехать туда на постоянное место жительства, хотя был гражданином двух стран — Израиля и России. В Штатах ему поставили страшный диагноз: рак желудка. По словам близких, композитор мужественно сражался с болезнью. Но она в конце концов таки победила.
Наравне с детьми
Несмотря на то что все песни Шаинского — светлые и позитивные, композитор не был простым и легким человеком. Наоборот, он весьма избирательно относился к людям. Однажды его спросили, как ему удается писать такие позитивные детские песни. Он ответил с присущей ему иронией: «А как вы думаете, если мне до сих пор в кайф работа, ныряние в ледяную прорубь, дружеские застолья, если я никому не в тягость и веселюсь с дошколятами как равный?».
Ирина Лобусова