9 декабря в возрасте 89 лет, не дожив несколько дней до своего дня рождения (17 декабря), умер артист, которого помнят и любят многие поколения. Броневой — человек-феномен, который получил всесоюзную известность, не сыграв ни одной главной роли.
Детство закончилось в 8 лет
Броневой родился в Киеве в еврейской семье 17 декабря 1928 года. Самое яркое и трагичное воспоминание детства навсегда врезалось в его память.
…Собирались в спешке, ночью. Все, что осталось в памяти,- яркие фары большой черной машины. И приглушенный, какой-то чужой, голос отца — он звучал совсем тихо, в дверях. А потом умолк, совсем. Потом были слезы мамы. Она все время плакала, упаковывая большую сумку. В нее она постоянно добавляла теплые вещи. «Мама, а скрипку брать?» — маленький мальчик отошел от окна после того как большая черная машина уехала, приглушив фары. В этой машине увезли отца. Но мама ничего не ответила о скрипке. Она снова плакала, заталкивая в сумку старые валенки, в которых когда-то мальчик провалился под лед у берега Днепра.
Дома стало страшно. Взрослые почти не говорили с ним. И непонятно было, что произошло, куда увезли отца. Той ночью 1936 года детство для восьмилетнего мальчика из Киева закончилось навсегда.
Как и многие еврейские дети, маленький Леня Броневой учился играть на скрипке. Его отец Соломон Броневой, сын одесского кондитера, после революции пошел на службу к советской власти. Последнее его назначение — должность директора парка культуры. Ровно через год отца арестовали. А его семья, жена и 8-летний сын, были высланы в Кировскую область.
В родной Киев им разрешили вернуться только в 1941 году. Но через несколько месяцев началась война. Для еврейской семьи оставаться в Киеве было опасно, и семья эвакуировалась в Узбекистан.
Шулер с Тверского бульвара
В пивных заведениях на Тверском бульваре в Москве 1961 года шум стоял до самой ночи. Все эти развеселые криминальные пивнушки находились «под крышей» местной районной «уголовки». И все в районе знали, что визитная карточка большинства из них — азартные игры. Именно там подвизался безработный актер, только приехавший в Москву из провинциального театра. Деньги были необходимы. Его жена, москвичка Валентина Блинова, умерла от рака. Он остался с четырехлетней дочкой на руках.
Позже Леонид Броневой не очень охотно рассказывал об этом периоде своей жизни. Но иногда, смеясь, вспоминал: выигрывать ему помогали не шулерские способности, а актерский талант. Например, там, где надо было блефовать, не имея ничего на руках.
Еще в школе, в Чимкенте, Броневой был активным участником местного театрального кружка. А после школы он поступил в Ташкентский театральный институт. Из этого вуза в 1953 году перевелся в Москву — сразу на третий курс школы-студии Немировича-Данченко при МХАТе.
После окончания получил распределение в русский драматический театр Грозного, в Чечню. Туда он поехал вместе с молодой женой, актрисой Валентиной Блиновой. Затем был Иркутск, где родилась дочь Валя…
Жена умерла в 1961 году, и Леонид вернулся с дочкой в Москву, где поселился в квартире жены. Но на квартиру сразу же стали претендовать родственники покойной. Бесчисленные суды, попытки устройства в столичные театры, кинопробы, которые заканчивались неудачно — это был сплошной черный период в жизни актера. Именно тогда приходилось добывать деньги игрой.
«Штирлиц, а вас я попрошу остаться!»
А в 1964 году судьба улыбнулась Броневому. Причем целых два раза. Ему удалось получить место в знаменитом драматическом театре на Малой Бронной. А в кино, в саге по роману Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны», его утвердили на роль нациста Мюллера. Это была просто невероятная находка режиссера Татьяны Лиозновой — утвердить еврея на роль фашистского офицера! Мюллер в исполнении Леонида Броневого получился настолько ярким, что сразу же после выхода фильма на экраны принес актеру всенародную любовь и огромную славу.
Интересно то, что реальный гестаповец Мюллер, исторический персонаж, внешне — полная противоположность Броневому. Настоящий Мюллер был высоким, темноволосым, с грубыми чертами лица. Он не обладал ни проницательностью, ни остроумием, ни обаянием, ни насмешливым характером, как герой Броневого. Персонаж, созданный актером, оказался таким привлекательным, что многие его фразы стали крылатыми. Например, все повторяли на разные лады фразу Мюллера из фильма: «Штирлиц, а вас я попрошу остаться!».
Несмотря на то что Леонид Броневой снялся в 40 фильмах, звездой его сделали три роли. Это — Мюллер из «Семнадцати мгновений весны», доктор в «Формуле любви» и Велюров в «Покровских воротах». За эти роли Леонида Броневого часто называли великим актером второго плана.
Болезнь плюс политика
Последние годы жизни актера была омрачены болезнью и политикой. 17 сентября 2012 года, во время гастролей Ленкома в Киеве, 83-летний актер попал в реанимацию с острым инфарктом миокарда. В городском Центре сердца ему сделали операцию, и на сцену он вернулся через 20 месяцев, 28 мая 2014 года. Спектакль по пьесе «Вишневый сад» А. П. Чехова стал для него последним. Леонид Броневой умер 9 декабря 2017 года около 7.30 в Москве на 89-м году жизни.
За свои высказывания об Украине актер попал в черный список в родной стране, где еще в 2013 году получил звание Народного артиста Украины. Запрет на въезд в Украину Броневой прокомментировал так: «Как бы я ни относился к нынешним киевским политикам, публично никогда не критиковал. Я дал интервью украинскому телевидению, телеведущему Гордону. Я ему сказал, что очень переживаю за Украину, там гибнут люди, много детей. Любая драка ни к чему хорошему не приведет. Но я очень аккуратно высказывался…».
***
Леонид Броневой остался в памяти миллионов людей вне политики, как артист яркой творческой судьбы, подаривший зрителям незабываемые впечатления.
Ирина Лобусова