No menu items!
Среда, 8 мая, 2024
ГлавнаяРазное«Забытая мелодия для флейты»: история любви и история страны

«Забытая мелодия для флейты»: история любви и история страны

В ноябре 2017 года 30-летний юбилей премьеры отмечает фильм, вызвавший в свое время очень много критики. Это «Забытая мелодия для флейты»  Эльдара Рязанова. Сейчас нам непонятно, почему фильм, пользующийся успехом у зрителей, в свое время считался аморальным и даже вредным. Попробуем вспомнить его непростую историю.     Помогла… перестройка Рязанов давно планировал снять фильм по […]

В ноябре 2017 года 30-летний юбилей премьеры отмечает фильм, вызвавший в свое время очень много критики. Это «Забытая мелодия для флейты»  Эльдара Рязанова. Сейчас нам непонятно, почему фильм, пользующийся успехом у зрителей, в свое время считался аморальным и даже вредным. Попробуем вспомнить его непростую историю.

   

Помогла… перестройка

Рязанов давно планировал снять фильм по пьесе «Аморальная история», которую он написал в соавторстве с Эмилем Брагинским еще в 1976 году. Им были даже написаны слова к песне «Мы не пашем, не сеем, не строим», которую впоследствии исполнят в фильме Татьяна и Сергей Никитины. Первый вариант сценария не был принят на киностудии, так как его посчитали слишком острым, но когда в 1986 году был написан второй вариант, сценарий был принят. Сыграла свою роль в то время ситуация в стране.

Началась перестройка. Цензура стала менее жесткой и появились шансы снимать другое кино. Эльдар Рязанов вспомнил об «Аморальной истории» и позвонил сценаристу.

Режиссер сказал о том, что ему в голову пришла одна интересная идея — нужно немного переписать сценарий. Сделать основой фильма не критику чиновников, а историю запретной, «аморальной» по советским временам любви. Сценаристу идея понравилась настолько, что сценарий был переписан буквально за несколько дней.  И так же быстро принят на киностудии в новом варианте.

    

Главного героя «нашли» без проб

Во втором варианте сценария главный герой, чиновник, муж дочери «большого человека», начальник одного из подразделений Главного управления Леонид Филимонов выступает в роли, совсем не свойственной для советского чиновника. Он становится героем скандального романа с женщиной, намного ниже по социальному положению — медсестрой районной поликлиники. Отношения с Лидой (ее сыграла Татьяна Догилева) заставят его совсем по-другому посмотреть на окружающую жизнь.

В роли главного героя режиссер видел только Филатова. Рязанов был настолько уверен, что именно этот актер идеально воплотит его задумку в жизнь, что даже не стал проводить актерские пробы с участием. Когда сценарий утвердили и приняли к производству, Рязанов срочно позвонил Филатову, но… Актер был занят в съемках другого фильма. Съемки должны были продолжаться еще не один месяц, прервать их он не мог.

Тогда режиссер стал снимать сцены, в которых не требовалось присутствие главного героя. Съемки начались в Крыму и Казахстане. Очень скоро все натурные съемки были завершены. Осталось только дождаться Леонида Филатова.

     

Режиссер снимал и лечился одновременно

Когда работа шла к завершению, Эльдару Рязанову стало плохо. Прямо со съемочной площадки он был доставлен в больницу, где врачи диагностировали микроинсульт.  В результате у него полностью перестало слышать одно ухо. Было необходимо длительное и тяжелое лечение. Но остановить съемки режиссер не мог. Поэтому он вел их с большим мужеством, на которое мало кто способен.

Днем Рязанов работал на съемочной площадке, а по вечерам возвращался в больничный стационар, где получал все назначенное лечение- капельницы, уколы, физиопроцедуры. Это был единственный выход для того, чтобы не останавливать съемочный процесс. Подобная нагрузка не прошла даром. Слух не вернулся. И до конца жизни режиссер не слышал на одно ухо.

   

Любовную историю раскритиковали

Когда фильм появился на экранах, на режиссера обрушилась лавина жестокой критики. Многие называли этот фильм безнравственным, аморальным, скандальным и даже отвратительным (да, именно такие эпитеты звучали в одной газетной статье). И критику вызывал совсем не иронический образ чиновника из вымышленного «Управления свободного времени».  Как раз этот образ бюрократа, добившегося хорошей карьеры путем выгодной женитьбы, почти всем пришелся по душе. Так же, как и его бюрократические замашки сноба, ничегонеделание на рабочем месте, пустота и бессмысленность существования.

Критику вызывал роман женатого мужчины с медсестрой. Отношения, которые, на самом деле, сплошь и рядом существуют в реальной жизни. Но мало кто с такой откровенностью выносил их на большой экран. Сейчас, наверное, сложно даже представить, что такую волну негатива вызвала такая обыденная история. Но, тем не менее, многие не приняли этот фильм. В критике даже звучала мысль, что это самый худший фильм, снятый великим Эльдаром Рязановым. К счастью, время и интерес зрителей доказали, что это не так.

***

В 1987 году фильм «Забытая мелодия для флейты» стал обладателем гран-при на первом кинофестивале зрелищных фильмов «Одесская альтернатива» (через год кинофестиваль был переименован в «Золотой Дюк»). В 1989 году фильм участвовал на Первом международном кинофестивале в Браге (Португалия).

Помимо блестящих исполнителей главных ролей  Леонида Филатова и Татьяны Догилевой, в фильме снимались Ирина Купченко и Ярослав Санаев, Александр Ширвинд и Валентин Гафт, Елена Майорова и Александр Панкратов-Черный и другие звезды отечественного кино.


По традиции…

В фильме «Забытая мелодия для флейты» Эльдар Рязанов, как и во всех своих фильмах снялся в эпизоде. Режиссер сыграл человека с подзорной трубой, который появляется в кадре во время выступления многострадального тамбовского хора в Казахстане.

Ирина Лобусова

Новое на сайте

купить ноутбук Одесса, цены в Украине