Откуда взялась футбольная легенда
«Все мы родом из детства», — сказал однажды французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Вот из этого самого нашего детства, уважаемые читатели, я хочу вам напомнить и другого писателя, советского, Льва Кассиля, автора множества любимых нами тогда детских повестей и рассказов. Он страстно любил футбол и написал одну из первых в СССР книг об этом виде спорта — «Вратарь Республики». Но, как оказалось, Кассиль стал автором или, как минимум, соавтором, еще и одной футбольной легенды, сразу же максимально политизированной, раскрученной советским агитпропом. Он назвал «матчем смерти» состоявшуюся 9 августа 1942 года в оккупированном гитлеровцами Киеве встречу между командой местных футболистов и «сборной» нацистских авиаторов. Наши в пух и прах «раскатали» немцев и, якобы, за это и были расстреляны.
Как было на самом деле
Не соответствует истине устоявшееся мнение, что в матче принимало участие киевское «Динамо». Это был клуб «Старт», сформированный в мае того же года при киевском хлебзаводе. За него выступали бывшие футболисты киевских команд — «Динамо» и «Локомотив», которые в силу разных обстоятельств оказались в оккупированном Киеве. До так называемого матча смерти «Старт» неоднократно играл и против команд оккупантов, и против других столичных клубов. Так, 21 июня «Старт» «наклонил» сборную венгерского гарнизона — 6:2. А 28 июня — сборную немецкой артиллерийской части — 7:1. Затем 5 июля «Старт» — «Спорт» (украинское спортивное общество) — 8:2
6 августа 1942 года «Старт» сыграл с командой немецких ВВС «Flakelf». «Фрицев» реально разгромили — 5:1. Незваные гости усилили состав и назначили матч-реванш на 9 августа. Судя по сохранившейся афише, в составе киевлян было заявлено 14 человек: десять бывших игроков «Динамо» и четыре — «Локомотива». Так вот, согласно советской агитпроповской версии, перед началом матча в раздевалку к «Старту» зашел немецкий офицер и под угрозой казни приказал проиграть. Украинцы снова обыграли немцев, как дворовую команду — со счетом 5:3, и в наказание якобы были казнены. Что показательно, штадткомиссар Киева Фридрих Рогауш после этого проигрыша запретил дальнейшие встречи немецких команд с киевлянами.
Через какое-то время нескольких футболистов «Старта», работавших на хлебозаводе, арестовали. Есть мнение, что причиной ареста стало подозрение в краже муки. Другая возможная причина — предполагаемый донос, что динамовцы были в ведении НКВД, числились в штате наркомата и имели воинские звания. «За» версию о доносе говорит тот факт, что аресты были выборочными. Всего в течение трёх недель арестовали десять динамовцев, игравших за «Старт». Один из них участие в «матче смерти» не принимал. Трое бывших игроков «Локомотива», вышедших 9 августа на поле против немцев, арестованы не были, а четвёртого сначала арестовали, но потом отпустили.
В итоге из 10 арестованых одного отпустили через 3 дня. Еще один умер во время допросов в гестапо: он был-таки сотрудником НКВД, и его подвергли жестоким пыткам. Восемь футболистов через месяц перевели в концлагерь. Троих из этих восьми через полгода после матча расстреляли из-за инцидента в лагере. Ещё троим удалось бежать, а одного немцы угнали в Германию осенью 1943 года. Итого из игроков «матча смерти» только четверо были убиты немцами. Их смерти, судя по рассказам свидетелей, не были связаны с участием в том матче. Судьба остальных игроков «Старта» сложилась по-разному. Кое-кто из них продолжил играть в футбол после войны, а позже занялся тренерской деятельностью.
О чем говорится в архивных документах
Вышеизложенному можно и не верить, но вот факт: в 1974 году прокуратура Гамбурга завела дело о «матче смерти» и в течение 30 (!) лет изучала архивные данные (в том числе предоставленные украинскими властями из рассекреченных в начале 1990-х годов архивов), кинохронику времен оккупации Киева, а также другие источники. По словам некоторых участников так называемого «матча смерти», никто не принуждал их поддаваться и проигрывать немецкой команде. Так, один из футболистов «Старта» вспоминал: «Никто из официальной администрации перед матчем не заставлял нас играть в поддавки. Правда, отдельные люди, то ли провокаторы из «Руха» (соперничавшей со «Стартом» киевской команды. — В.Б.), то ли сочувствующие нам простые смертные, уговаривали проиграть, чтобы не дразнить гусей».
Так откуда же выросли ноги у «матча смерти»? Эту «красивую» версию сразу после войны профессионально раскрутил Лев Кассиль. Это выражение появилось в киевской газете «Сталинское племя» в номере от 24 августа 1946 года. Это был киносценарий «Матч смерти» для «Мосфильма». Утверждалось, что в основе сюжета лежат реальные события Великой Отечественной войны — неравный футбольный «матч смерти».
***
В 2005 году прокуратура Гамбурга закрыла дело о » матче смерти», сделав однозначный вывод, что между выигрышем украинцев и их расстрелом связь отсутствует. Что ж, вспомним мудрую мысль Авраама Линкольна :»Можно все время дурачить некоторых, можно некоторое время дурачить всех, но нельзя всё время дурачить всех»…
Валерий Боянжу, Херсон — Одесса