Недаром Пушкин в своем бессмертном романе в стихах иронично упоминал знаменитую одесскую грязь. В первые годы становления нашего города о нормальных дорогах его жителям приходилось только мечтать.
Трудно даже представить себе, какой была Одесса в первые годы своего существования. Для того чтобы повозки и экипажи могли в дождь проехать по ее улицам, вдоль них выкапывали канавы, в которые стекала вода. Правда, это был настоящий мартышкин труд — очень быстро экипажи колесами разрушали канавы, и дороги снова превращались в непроходимое болото. Чтобы пройти по одесским улицам в сырую погоду, жители поверх обуви и панталон надевали высокие сапоги или ботфорты, иначе рисковали безнадежно испортить костюм.
С наступлением осени ситуация сложилась и вовсе анекдотическая: сначала дороги размыло дождями, а потом ударили морозы. Застрявшие экипажи вмерзли в грязь и остались в таком положении до весны. Видимо, зима посещала Одессу совершенно неожиданно и в XIX веке.
Постоянная распутица настолько мешало развитию города, что власти решили: пора вплотную заняться созданием нормальных дорог. И улицы стали выкладывать щебнем из местного известняка, который, кстати, был совершенно непригоден для мостовых. Укладывали его при помощи чугунного катка, в который были запряжены волы. Но щебень не спасал, а кроме того, узкие ободья колес повозок, обитые железом, способны были быстро разрушить любое покрытие.
Влияние одесского климата требовало радикальных мер, и городские власти ломали голову, чем спасти город от непролазной грязи, которую создавал даже самый хлипкий дождь. Она становилась настоящим стихийным бедствием — во время ливней закрывались даже базары. В 1820-х годах кто-то предложил замостить улицы булыжником, который привозили на грузовых судах в качестве балласта. Затем появилась идея выложить улицы плитами из Триеста, Мальты и Ливорно. За четверть века было перепробовано множество способов устройства дорог и потрачено более 2,5 млн рублей.
В 1823 году городская управа озаботилась удобством пешеходов — появились первые тротуары. Сначала их посыпали щебнем, позже поверх него укладывали толстые плиты. Они были плотнее местного известняка, но оказались такими же недолговечными. Затем стали использовать лавовые плиты* из Италии, которые можно увидеть в городе и сегодня.
В 1841 году в Одессе впервые в стране улицы застелили асфальтом. Его привезли в город из швейцарского месторождения Валь-де-Травер, которое снабжало асфальтом все крупные европейские города. Однако местные подрядчики решили, что швейцарский асфальт стоит слишком дорого, и они сами придумают состав не хуже. Но изготовленный по «местным» рецептам и технологиям асфальт даже близко не напоминал швейцарский. Использованные дешевые компоненты безнадежно ухудшили качество покрытия, и одесситы отказались от асфальтирования улиц.
Через два десятка лет городская дума все еще выбирала подходящее покрытие для дорог. Чтобы найти деньги на ремонт улиц, пришлось пойти на хитрость: для торговцев хлебом был введен «мостовой сбор» — полкопейки с каждого пуда зерна. Это позволило получить огромные средства, которые и помогли с дорогами. Центр города замостили брусчаткой, а правильность ее укладки проверяли специальным прибором. В отличие от булыжника, который укладывали на песчаную подушку в относительном беспорядке, брусчатку подгоняли так, чтобы поверхность дороги была как можно более ровной.
Примерно в это же время на одесских улицах появился венгерский керамит или клинкер — обожженный до спекания кирпич. Увы, от керамита пришлось отказаться, поскольку производитель назначил за свой товар очень высокую цену. К тому же, говорят, на этом покрытии после дождя у лошадей разъезжались ноги.
Таким образом, в Одессе испробовали разные виды покрытий — торцовая мостовая, асфальтовая, гранитная… К 1880 году «дорожные злоключения» Одессы, наконец, закончились. Город приобрел нормальные мостовые и тротуары и стал одним из самых благоустроенных городов страны.
* Лучшим камнем для мощения во все времена считался лавовый, то есть полученный из вулканической лавы. Он был прочный, тяжелый, практически не стираемый.
** Мостовая, устраиваемая из шестигранных или прямоугольных деревянных шашек, сплоченных между собой. Шашки укладывались на песок поверх дощатой основы.
Каждый год нам обещают принять новую пенсионную реформу. Мол, система станет более справедливой, а выплаты…
24 ноября отмечается Международный день эволюции. Православные христиане 24 ноября по новому церковному календарю (7…
Булочки - это любимое дополнение к чаю. Предлагаем рецепт самого воздушного теста, которое у вас…
Идеально чистое постельное белье – это не только эстетично, но и важно для здоровья. Поэтому…
Есть способ, который поможет заставить даже старую яблоню плодоносить. Для многих садоводов он может показаться…
24 ноября в северных и восточных областях ожидается дождь с мокрым снегом, на остальной территории…