No menu items!
Пятница, 19 апреля, 2024
ГлавнаяРазноеСекреты иконописи: почему святые одеты в красное и что означают надписи на...

Секреты иконописи: почему святые одеты в красное и что означают надписи на иконах?

Образы святых есть почти в каждом доме, однако мало кто знает, что иконы пишут в соответствии с определенными правилами. Цвета и одежду для святых иконописец выбирает неслучайно — они помогают лучше понять сюжет иконы.    Надпись на распятии сделал Понтий Пилат В старину, когда многие не умели читать и писать, люди осваивали язык символов. Значение […]

Образы святых есть почти в каждом доме, однако мало кто знает, что иконы пишут в соответствии с определенными правилами. Цвета и одежду для святых иконописец выбирает неслучайно — они помогают лучше понять сюжет иконы.

  

Надпись на распятии сделал Понтий Пилат

В старину, когда многие не умели читать и писать, люди осваивали язык символов. Значение имело все — цвета, жесты, предметы, надписи и одежда. Разбираясь в этом, любой человек при взгляде на икону получал информацию об изображенном событии или святом. Надписи или имена, которые ставили рядом с ликами, считались завершающим этапом — соединение имени и образа приравнивалось к освящению. Это было настолько важно, что, независимо от того, кто писал икону, надписи всегда поручали сделать лучшему художнику.

Современный человек не всегда может понять, что означают надписи и символы, нанесенные на иконы. Например, рядом с ликом Спасителя можно увидеть буквы IC XC, что означает сокращенное имя Иисуса Христа. В каждом храме, где есть изображение голгофского креста, на его верхушке можно увидеть сокращенную надпись I.Н. Ц.I., которую неподготовленный человек прочесть вряд ли сможет. По легенде, эту надпись когда-то сделал сам Понтий Пилат. На деревянной табличке на трех языках — арамейском, греческом и латыни он написал: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский», и прикрепил эту табличку к кресту.
Кроме этого, на таких иконах, в самом низу, у подножия креста, можно увидеть аббревиатуру ГГ, что означает «гора Голгофа», а еще ниже, под крестом, изображен череп, рядом с которым нанесены буквы ГА — «голова Адама», то есть первого согрешившего человека.
На изображениях святых надпись обычно располагают по обеим сторонам от лика. Она обязательно начинается со слова «святой», далее указывается его чин, а иногда и место, где он совершил свой подвиг.

  

Серый цвет в иконах не используют

Образа святых традиционно пишут яркими красками. И это не прихоть иконописца — каждый цвет здесь имеет свое значение и смысл. Человек, который знает это, может не только увидеть изображение, но и прочесть то, что для многих остается скрытым.
Так как с древности золото было самым дорогим материалом на земле, в иконописи золотистый цвет использовали, чтобы рассказать о чистоте души и вечных ценностях. Вместе с белым этот цвет и сейчас используют при изображении нимбов святых и их одежд.
Зеленые оттенки у любого человека связаны с весной и преображением. На иконах этот цвет символизирует вечную жизнь и святой дух. Кстати, зеленого цвета много в иконах с рождественским сюжетом — ведь там речь идет о начале новой жизни.

А вот значение коричневого цвета прямо противоположное — он указывает на все временное и тленное. Возможно, кого-то удивит, что его часто можно увидеть на иконах Богородицы, но он здесь вполне уместен, так как заставляет задуматься о нашем несовершенстве.
Красный цвет в современном мире олицетворяет любовь, этот же смысл он несет и в иконописи. Красные оттенки символизируют жизнь и воскресение, однако они имеют и еще одно значение — это цвет страдания.

Синий цвет можно назвать «родным братом» красного, так как в большинстве случаев их изображают вместе. Синий считается цветом Богородицы, а сочетание красного и синего напоминает, что Христос имеет не только земное, но и божественное происхождение.
Самый редкий цвет в иконописи — черный, и это неудивительно. Он олицетворяет все самое мрачное и злобное, поглощает любой свет. Черный используют только для иллюстрации преисподней, которую изображают в виде огромной пропасти или пещеры.
Единственный цвет, который никогда не увидишь на иконах, — это серый. В нем смешивается черное и белое, добро и зло, поэтому он превращается в цвет неясности и пустоты.

  

В пурпурную ткань «одевали» только знатных святых

Одежду, в которую одеты святые, изображенные на иконах, нельзя рассматривать в привычном нам смысле. Это, скорее, символ, который указывает на их статус. Шуба, накинутая на плечи святого или пурпурная мантия означают, что этот человек принадлежал к княжескому или царскому роду. Если мученик на иконе облачен в плащ, то при жизни он был воином, а копье в его руках говорит о победе света над тьмой. Очень часто святых изображают в белой или красной одежде. Это указывает на то, что при жизни они были мучениками и погибли за христианскую веру.

Для понимания иконы значение имеет даже покрой одежды. Например, до XIV века облачения святых рисовали с частыми и мелкими складками, что говорило о духовных исканиях христиан того времени, отсутствии духовного спокойствия. Позже, когда духовная жизнь стала более спокойной, складки на одежде начали изображать длинными и редкими, как бы скрывающими мощную духовную энергию.


Первая икона Иисуса
По легенде, первая икона Христа появилась еще при его земной жизни. Едесский царь Авгарь, больной проказой, послал к Христу своего архивария с письмом, в котором просил об исцелении. При встрече царский архиварий попытался изобразить Спасителя. Увидев это, Христос потребовал воды, умылся, вытер лицо куском ткани, на которой отпечатался его образ. Иисус передал эту ткань архиварию и тот отвез ее своему царю. Получив портрет, Авгарь излечился. Это нерукотворное изображение Христа и считается первой иконой Спасителя.

Новое на сайте

купить ноутбук Одесса, цены в Украине