В сентябре знаменитому артисту Зиновию Гердту исполнилось бы сто лет. В его послужном списке множество прекрасных и серьезных ролей, а фильмы, в которых он снимался, стали классикой отечественного кинематографа.
Во время войны был сапером
Настоящее имя Зиновия Гердта — Залман Храпинович, и родился он в маленьком городке Себеже под Псковом, в семье коммивояжера. Когда его старший брат Борис женился и переехал в Москву, то забрал с собой и шестнадцатилетнего Зяму. В столице юноша поступил учиться в фабрично-заводское училище при электрокомбинате на слесаря-лекальщика. При комбинате был свой театр рабочей молодежи — ТРАМ, которым руководил один из учеников знаменитого Всеволода Мейерхольда. Гердт стал посещать занятия и очень увлекся театром.
Когда началась война, Гердту было 25 лет. Актеры ТРАМа входили в состав фронтовых бригад и им полагалось освобождение от призыва в армию. Однако в июле 1941 года Зиновий Ефимович отправился в военкомат и потребовал, чтобы его отправили на фронт. Здесь он стал лейтенантом саперных войск, а позже — начальником инженерной службы. В феврале 1943 года на подступах к Харькову Гердт был тяжело ранен в ногу осколком танкового снаряда. Когда он попал в санчасть, там не оказалось гипса, и его в таком виде повезли в санпоезде в Москву. По дороге у Гердта началось заражение крови и он едва не умер. В больнице ему сделали несколько операций, но кости не хотели срастаться и ногу собирались ампутировать.
Последнюю, одиннадцатую операцию Гердту делала Ксения Винцентини, жена авиаконструктора Сергея Королева. Ей удалось сохранить актеру ногу, но с тех пор он стал сильно хромать.
Из-за ранения работал в кукольном театре
Еще в госпитале Зиновий Ефимович решил, что раз в обычном театре из-за хромоты он работать не сможет, то станет актером кукольного театра. После войны он приехал к Сергею Образцову на прослушивание и был принят в труппу — в «стаю», как говорили актеры, которые в то время работали над постановкой «Маугли».
В этом театре Зиновий Ефимович проработал 40 лет, но вынужден был уйти из-за конфликта с Образцовым. Гердт был очень порядочным человеком и ненавидел несправедливость. Он не боялся перечить главному режиссеру, вступался за талантливых актеров, и Образцову это очень не нравилось. В конце концов, история дошла до министерства культуры, где Образцов поставил вопрос ребром: «Или Гердт, или я». Зиновий Ефимович понимал, что доказывать что-то бессмысленно, и написал заявление об увольнении прямо в кабинете министра культуры.
Жену пообещал жалеть
В начале 1960-х годов кукольный театр Сергея Образцова отправился на гастроли на Ближний Восток. В качестве переводчика с актерами поехала арабист Татьяна Правдина. В поездке у них с Гердтом началася роман, несмотря на то, что у каждого была своя семья.
Когда мать Правдиной узнала о том, что дочь собирается разводиться с мужем и выходить замуж за другого, она забеспокоилась. Кроме того, масла в огонь подливали знакомые, которые очень неодобрительно относились к новому роману Татьяны. Когда Гердт об этом узнал, он отправился к родителям Правдиной, и, едва поздоровавшись, с порога сказал: «Я обещаю, что буду жалеть вашу дочь». И тут же попросил чаю. Уже через пятнадцать минут родители сидели с Гердтом за столом и общались так, будто были знакомы всю жизнь. Гердт очень любил жену и без нее впадал в депрессию, особенно когда приходилось уезжать на продолжительные гастроли за границу. В конце концов, в министерстве культуры им дали персональное разрешение ездить во все гастрольные поездки вместе. Они почти никогда не ссорились, и единственной причиной для разногласий служили поездки в автомобиле. Оба были прекрасными водителями, и каждому казалось, что другой управляет машиной неправильно.
Послужил прообразом для памятника Пониковскому
Сниматься в кино Гердт стал относительно поздно. Ролан Быков занял его в своем фильме «Семь нянек», когда Гердту было уже 46 лет. Через несколько лет он сыграл Паниковского в «Золотом теленке», и с этого момента его наперебой стали приглашать в свои фильмы самые именитые режиссеры.
Кроме того, Гердт занимался дубляжом и его голосом говорили многие зарубежные звезды, озвучивал документальные фильмы, к которым тексты писал сам, четыре года вел передачу «Кинопанорама». Кстати, в Киеве на углу улицы Прорезной стоит памятник Паниковскому, прообразом для которого послужил Зиновий Гердт.
У Зиновия Ефимовича было много военных наград, которые он очень ценил. А вот к некоторым современным знакам отличия его отношение было очень ироничным. Его жена рассказывала, что когда актеру вручили орден «За заслуги перед Отечеством» III степени, Гердт задумчиво сказал ей: «То ли заслуги третьей степени, то ли отечество».
Давид не обидится?
Как-то Зиновий Гердт, будучи уже очень известным актером, участвовал в спектакле по рассказу Бабеля «Элья Исаакович и Маргарита Прокофьевна», поставленном в израильском театре «Гешер». После спектакля поэт Игорь Губерман пригласил его прогуляться по Иерусалиму. Когда они подошли к могиле царя Давида, к Гердту бросился какой-то поклонник и стал просить автограф. Кивнув на могилу иудейского царя, Гердт ответил: «Конечно, пожалуйста. Только вот Додик не обидится?».
Современные туалетные системы из пластика становятся незаменимым решением для загородных домов и дачных участков, где…
Правительство решил повысить финансовую помощь семьям погибших защитников.
Стало известно, какими погодные условия будут в первый зимний месяц. Чего ожидать.
Международная организации предоставит денежную помощь некоторым пенсионерам. Выплаты "приплюсуют" к пенсий.
Стартовала регистрация на получение новых денежных выплат для украинцев.
Каждое домашнее растение не только украшает интерьер, но и доставляет радость своему хозяину.