27 августа народному артисту Украины Богдану Ступке исполнилось бы 75 лет. В проведенном в 2007 году голосовании «Сто великих украинцев» он занял 47-е место. А не так давно в другом рейтинге он занял 16 место.
Каким был в жизни знаменитый артист?
Пугал детей в гриме Деда Мороза
Родился Богдан Сильвестрович в семье оперных певцов. В детстве каждый вечер он проводил в театре и смотрел почти все спектакли. Маленький Богдан очень хотел петь, но, к сожалению, у него не было слуха. Впрочем, это не мешало ему устраивать дома настоящие представления: вернувшись из театра, под впечатлением от увиденного он начинал воспроизводить оперные арии. Продолжалось это до тех пор, пока сосед, измученный «концертами» юного артиста, не попросил отца Ступки прекратить это безобразие.
В четвертом классе Богдану поручили роль Деда Мороза, ради которой он раздобыл в театре бороду на резинке. Но актерский дебют оказался неудачным — то ли борода была не «дедморозовская», то ли юному артисту не удался образ, но вместо того чтобы радоваться «дедушке», дети его страшно пугались.
Богдан с детства знал, что станет актером, но во Львове театрального института не было, а ехать в Киев юноше было не на что — семья жила очень бедно. Пришлось ему после школы поработать учеником слесаря на заводе, а затем в астрономической лаборатории в должности «вычислителя на переменных звездах». Но в 1959 году при театре имени Марии Заньковецкой открыли театральную студию, и Ступка смог получить актерское образование.
На втором курсе он участвовал в спектакле, во время которого ему случайно разбили очки. Осколки попали в глаз. Ступка пришел в ужас: он был уверен, что теперь за свою карьеру сможет сыграть только две роли — Кутузова и Нельсона. Однако все обошлось, врачи вынули осколки и сохранили актеру зрение.
С женой разговаривали на разных языках
В театре Ступка познакомился с балериной Ларисой Корниенко, которая приехала во Львов из Баку. Родители и особенно отец были против его женитьбы на девушке, не одобрили выбор и друзья Богдана. Они даже ходили к его матери, чтобы та повлияла на сына. Однако чем больше Ступку отговаривали, тем больше он упрямился. Лариса оказалась замечательной женой, они прожили вместе более 40 лет. Через год она нашла общий язык с родителями мужа, которые с тех пор просто обожали невестку. Она не знала украинского языка, и друзья смеялись, что они с мужем разговаривают, как Тарапунька и Штепсель — один по-русски, другой по-украински. Ради мужа и сына Лариса оставила карьеру балерины и посвятила свою жизнь семье. Она прекрасно понимала, что муж — творческий человек со сложным характером, но за талант многое ему прощала. Сам Ступка рассказывал, что в трудные моменты она говорила: «Ты такой тяжелый человек для жизни, а посмотрю премьеру — опять влюбляюсь и все прощаю».
В 1978 году Ступка получил приглашение в труппу киевского театра имени Ивана Франко, и семья переехала в Киев. За несколько лет до этого он снялся в фильме «Самый последний день», который стал режиссерским дебютом Михаила Ульянова. Однако Ульянову собственная работа не понравилась, и он сказал, что снимать фильмы больше не будет, чтобы не пополнять ряды плохих режиссеров. Эти слова Богдан Ступка запомнил на всю жизнь, и когда стал художественным руководителем театра имени Франко, ни разу не осмелился поставить спектакль сам — приглашал только профессиональных режиссеров.
Тараса Бульбу играл в настоящих доспехах
Когда Ступка снимался в роли Тимофея Лысенко в фильме «Николай Вавилов», то, чтобы вжиться в образ, он даже по улице ходил, как его герой — с фанерным чемоданчиком, в драповом пальто и кепке. Как-то в таком, мягко говоря, непрезентабельном виде он присел отдохнуть на заборчик около сельскохозяйственной академии, а кепку бросил рядом. Задумался, а когда собрался уходить, обнаружил, что в кепке полно мелочи — прохожие приняли его за нищего.
Во время съемок гоголевского Тараса Бульбы Ступке пришлось несладко — в 40-градусную жару он снимался в настоящих казацких доспехах, одна кольчуга из которых весила около 20 килограммов. После того как японский режиссер Акира Куросава посмотрел «Тараса Бульбу», он назвал Богдана Ступку украинским самураем, который «может сыграть и короля, и шута». Сам актер называл себя Сильвестром Сталлоновичем, и это прозвище так понравилось коллегам, что иначе на съемочной площадке и в тетаре Ступку никто не называл. Звездной болезнью Богдан Сильвестрович никогда не страдал и не отказывался сниматься даже в эпизоде. Смеялся, что за свою жизнь он уже переиграл всех королей, генералов и вождей.
В 1999 году Ступка был назначен министром культуры Украины. Свое ведомство он называл «министерство обороны культуры». Несмотря на высокую должность, актер до последних дней оставался художественным руководителем театра Франко, и даже в больнице «Феофания», где лечился от рака, проводил репетиции по телефону. Умер Богдан Ступка 22 июля 2012 года, и перед смертью говорил, что хочет умереть в тот же день, что и его мать, которая скончалась 23 июля.
Любимый аксессуар — шляпа
В 10-м классе Ступка впервые примерил шляпу, и ему это так понравилось, что на всю жизнь он остался поклонником этого головного убора. Из каждой гастрольной поездки актер привозил несколько шляп, из которых можно было бы создать целую коллекцию. Изменял любимому головному убору и надевал кепку Ступка только в одном случае — если не хотел быть узнанным. Обычно по дороге из театра он проходил мимо памятника Гнату Юре, где корифей украинского театра изображен в образе бравого соладата Швейка. Ступка каждый день обязательно подходил к памятнику, приветствовал актера и снимал перед ним шляпу.