В Ильичевске уже 37 лет работает необычный музей. Здесь хранится огромная коллекция фарфора разных исторических периодов — от эпохи императрицы Елизаветы до советских времен. Аналогов этому музею в Одессе нет, но возник он именно благодаря одесситу.
Фарфор — признак благосостояния
Уникальный музей появился в Ильичевске благодаря одесскому коллекционеру Александру Белому, который передал городу всю свою коллекцию фарфора (420 предметов). Кроме того, именно Александр Моисеевич стал первым директором музея.
— На самом деле собрать коллекцию фарфора гораздо сложнее, чем, например, коллекцию живописи, — считает Зоя Шерухина, и.о. директора музея изобразительных искусств имени А.Белого. — Потому что фарфор — очень хрупкий материал, хранить его непросто. Учтите также, что многие предметы использовались непосредственно в быту. Еще прибавьте различные исторические события — революция, война, оккупация… Например, в 1917 году революционеры считали, что если у тебя есть фарфор, то ты – буржуа.
Так что любой фарфоровый предмет, сохранившийся с тех времен, — это настоящая ценность.
Сплетни за обедом
Наиболее ранние предметы фарфора, которые есть в коллекции ильичевского музея, относятся к 1744 году. Это время правления императрицы Елизаветы Петровны, которая, как известно, очень любила балы и развлечения.
— Обязательной частью развлечений был шикарный стол, который должен был удивить всех, — рассказывает Зоя Васильевна. — Он накрывался в двухярусном помещении: на первом этаже проходил званый обед, а на балконе второго этажа собиралась знать, которую специально пригласили смотреть на трапезу. Они наблюдали за тем, кто что и сколько съел, кто с кем общался… Это были местные новости. Еду выносили на больших блюдах, которые закрывали крышками. Но вовсе не для того, чтобы еда дольше оставалась горячей, а чтобы потом, когда слуги одновременно откроют крышки, публика ахнула от восторга.
Обязательные предметы на императорском столе — соусники. Ведь повара блюда тогда не солили, и вкус еды во многом зависел от того, какой приготовили соус. Также гости могли присолить еду самостоятельно. Для этого возле каждого стояла индивидуальная солянка.
Только для императора
Считается, что каждое фарфоровое изделие отображает тот период, когда оно было создано. Например, фарфор эпохи Екатерины II поражает своим богатством. В коллекции музея есть предметы, которые покрыты настоящим золотом в 24 карата. В их оформлении также чувствуется влияние этрусской культуры, используются древнегреческие мотивы.
Есть здесь и сервизы, которые создавались исключительно для императорской семьи. На них изображены различные награды — ордена Александра Невского, Святого Владимира и т.д. Право наносить такую роспись на посуду имел только завод Гарднера, а стоять эти орденские сервизы могли только на императорском столе.
После войны с французами в 1812 году Императорский фарфоровый завод выпустил серию из 14 чашек, на которых были изображены герои этой войны. В их числе — выдающиеся полководцы Кутузов и Багратион, а также император Александр I. Одна из чашек с изображением императора хранится и в Ильичевске.
Две тайны
В ильичевском музее изобразительных искусств есть и свои секреты. Например, однажды сотрудникам музея подарили интересные каминные часы, сделанные во Франции в XVIII веке. Сверху на этих часах была композиция — художник рисует портрет женщины. Однако скульптура была повреждена и сейчас ее нужно реставрировать. Когда же проводили исследования, оказалось, что композиция выполнена из современного материала, хотя раньше была сделана из чугуна. Выходит, кто-то из предыдущих владельцев сделал для часов новую скульптуру и выдавал ее за старину. А вот механизм часов действительно старинный, об этом свидетельствует клеймо завода.
Сотрудники музея когда-то пытались завести часы, но те не пошли. И вдруг в прошлом году во время небольшой перестановки часы перенесли в другое место они неожиданно пошли и даже стали бить каждые полчаса! Вполне возможно, что после полноценной реставрации часы будут снова исправно работать.
— Есть у нас и другая тайна, — делится Зоя Шерухина. — В нашей коллекции оказался фарфоровый предмет, который одна из певиц Одесского оперного театра когда-то получила по наследству и держала дома как вазу. С точки зрения эстетики это — уникальнейшая работа. Но на самом деле это урна для праха. Причем, детская. И я считаю своим долгом выяснить, кому она принадлежала.
В поисках истины
Всего коллекция музея на сегодняшний день насчитывает более 2900 фарфоровых экспонатов. Правда, не все они выставляются одновременно, поэтому экспозиции иногда меняются.
— Нашим посетителям мы предлагаем не только обзорные, но и различные тематические экскурсии, — говорит Зоя Васильевна. – Так, мы можем отдельно рассказать о каких-то периодах в истории, направлениях и стилях в искусстве, о каких-то конкретных заводах на примере нашей коллекции фарфора и мебели.
Фонды музея продолжают пополняться благодаря энтузиастам, благотворителям и коллекционерам. Бывает, что люди приносят в музей нечто «эдакое» и потом рассказывают об этой вещи самые невероятные истории. Однако музей обязан проверить происхождение каждого своего экспоната. Поэтому принесенный предмет принимается на временное хранение и затем его изучают научные сотрудники. Они устанавливают временную и заводскую принадлежность по ряду признаков. Иногда эта процедура проходит очень быстро и легко, но иногда на это требуются десятилетия. Возможно, тайны некоторых фарфоровых шедевров не будут раскрыты никогда.
Фарфоровые тонкости
Если картина на холсте с течением временем теряет свою красочность, то фарфоровое покрытие никогда не меняет цвет.
Коллекции фарфора передаются по наследству. Это негласный закон для коллекционеров. Предметы можно поменять или продать, но только таким же коллекционерам, то есть людям, которые могут оценить предмет по достоинству.
Фарфоровые изделия должны иметь не только художественную ценность, но и практичность, утилитарность (удобство использования в быту). Поэтому форма тоже имеет колоссальное значение.
Раньше фарфор ценился очень высоко, и если предмет разбивался, то осколки не выбрасывали, а оправляли в золото и серебро. Таким образом из разбитой посуды делали сережки, кулоны, перстни и другие украшения.
Все на экскурсию!
Музей работает каждый день, кроме понедельника, с 11.30 до 17.30.
Стоимость билетов для взрослых – 10 грн., а для детей — 5 грн.
Адрес: г. Ильичевск, ул. Парковая, тел. (04868) 6-21-51.
Ирина Уманец