В стрессовых ситуациях непоседливость детей и чрезмерная усталость взрослых приводит мам и пап к мысли: «У нас гиперактивный ребенок». Однако гиперактивность – это диагноз, который устанавливают врачи невропатологи и психологи, и опрометчиво самостоятельно его ставить собственному чаду.
«Моему внуку 6 лет, невролог поставила ему диагноз «гиперактивность, синдром дефицита внимания». Также мы ходили к психологу – по его части все хорошо, к тому же внук — очень смышленый мальчик.
В то же время в садик он не ходит, с другими детьми не очень охотно играет и общается, на людях ведет себя не всегда адекватно. И с возрастом эти поведенческие нарушения усиливаются. Подскажите, к какому специалисту нам еще обратиться? И можно ли вылечить гиперактивность?
Елена Анатольевна, г. Одесса»
На вопрос читательницы отвечает врач-педиатр высшей категории Елена Агафонова.
Не баловство, а патология
— Слово «гиперактивность» обыватели часто используют для обозначения несдержанного поведения детей в целом. Но на самом деле синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это неврологическая патология, из-за которой ребенок проявляет чрезмерную двигательную активность, невнимательность и импульсивность.
От синдрома, по разным данным, страдают от 5 до 10 процентов детей. При этом у мальчиков он диагностируется в несколько раз чаще, чем у девочек, особенно в дошкольном и раннем школьном возрасте. Обычно симптоматика поведенческого расстройства сохраняется до 12 лет, а потом ребенок «перерастает» гиперактивность, и проявления постепенно исчезают. Однако отсутствие должного внимания к синдрому со стороны родителей и педагогов может иметь серьезные последствиями для гиперактивных детей в будущем.
Как проявляется гиперактивность?
Детям с СДВГ, как правило, трудно усидеть на одном месте, подчиняться инструкциям, закончить начатое и руководствоваться общепринятыми правилами поведения. Такие ребята неуклюжи, часто теряют вещи и ломают предметы. Также у детей с СДВГ нередко наблюдаются проблемы с памятью, вниманием, речью, сном. Они не могут сосредоточиться, спланировать последовательность действий и предвидеть результат. В итоге синдром негативно влияет на социальное взаимодействие, процесс обучения и формирование самооценки ребенка.
Почему возникает и какое лечение применяют?
Причины возникновения СДВГ до конца не выяснены, но к факторам риска относят генетическую предрасположенность, тяжелые или преждевременные роды, внутриутробную гипоксию, стресс или травму у матери во время беременности, неблагоприятные экологические условия. Сыграть свою роль могут также напряженная атмосфера и частые конфликты в семье.
При подозрении на гиперактивность и дефицит внимания у ребенка стоит обратиться к опытному педиатру, который при необходимости направит к неврологу, психиатру, психологу, логопеду и другим специалистам. Для диагностики синдрома проводятся опрос родителей и ребенка, специальные тесты, электроэнцефалография, ультразвуковая допплерография, КТ или МРТ головного мозга.
Терапия гиперактивности проводится комплексно: обычно это психотерапевтические методики (причем они затрагивают не только ребенка, но и членов семьи); педагогическая и нейропсихологическая коррекция (специальные двигательные и игровые упражнения на развитие моторики, речи, памяти, внимания); релаксационные аутотренинги. Иногда используются лекарственные средства, но они допустимы в случае, если поведенческая терапия не помогает.
Если гиперактивность ребенка выявлена на фоне органических заболеваний головного мозга, проводится лечение основной патологии.
Также вашему внуку очень важно соблюдать режим дня, минимизировать время, проведенное с гаджетами, и сбалансированно питаться. Ну а основная задача родителей и близких родственников — сохранять положительный микроклимат в семье, проявляя к ребенку максимум внимания и терпения.
Ирина Кадченко