Мука и кусочки хлеба, смешанные с ладаном, сжигались на жертвеннике всесожжения, также из пожертвованной муки пекся пресный хлеб, который ветхозаветные священники должны были съесть в этот же день, не вынося его из Храма. Также особые освященные 12 хлебов всегда находились внутри Храма – во Святилище.
Большую роль играл хлеб во время празднования ветхозаветной Пасхи. Этот праздник установили в память исхода евреев из Египта. Исход происходил в спешке, еврейские хозяйки не успели дождаться, пока дойдет тесто, и приготовили пресные лепешки. И поэтому на специальном богослужебном ужине – седере, который евреи проводили в память об Исходе, употреблялся пресный хлеб – маца.
Именно с ветхозаветным седером и связано самое главное место использования хлеба в Церкви. Накануне своих страданий, во время этого пасхального ужина, «когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26:26), установив таким образом новую хлебную жертву – Таинство Евхаристии.
Среди ученых и богословов до сих пор ведутся дебаты, какой хлеб взял Христос: пресный или квасной, так как греческое слово «артос», буквально – «хлеб», ничего не говорит о составе хлеба. Поэтому установилось несколько традиций использования хлеба за богослужением: в Православной Церкви и в ряде других восточных Церквей используется квасной хлеб, а в Католической и Армянской – пресный.
Итак, с Тайной вечери хлеб твердо вошел в христианское богослужение, так как Евхаристия – сердце Церкви, Ее основа и она по заповеди Спасителя будет совершаться в Церкви всегда, до Его Второго пришествия.
Первоначально никакого специального хлеба для евхаристического богослужения, Литургии, не готовили. Люди просто приносили хлеб в жертву храму, и диакон выбирал наиболее подходящий для совершения богослужения, «подгонял» его до подходящих размеров, отрезал корки. Оттуда и название этого хлеба – просфора, по-гречески «приношение». Чтобы не обидеть прочих жертвователей, из принесенных ими хлебов вынимались маленькие частицы, чтобы хлеб каждого принял участие в Евхаристии. Оттуда и берется наша традиция вынимания частиц из большого количества просфор с поминовением живых и усопших.
Однако со временем, чтобы быть уверенным в качестве хлеба, просфоры стали выпекать непосредственно при храмах и монастырях, на них ставили специальные печати в виде креста.
Многочисленные просфоры, из которых вынимаются частички для Евхаристии, получают особое Божие благословение и считаются освященными. Также освященными считаются и кусочки, оставшиеся после обрезки главного Евхаристического хлеба. Они называются «антидор», с греческого «вместо Даров». Таким образом, Церковь призывает употреблять антидор и просфоры тогда, когда нет возможности принять участие в Евхаристии, чтобы хотя бы в малой доле с ней соприкоснуться.
На вечернем богослужении накануне великих праздников совершается особый чин – благословение хлебов, которые затем, во время помазывания святым елеем, раздаются верующим. История этого хлеба уходит в длинные монастырские богослужения. Вечерняя служба накануне больших праздников длилась всю ночь, что и дало ей название «всенощное бдение». Чтобы подкрепить силы молящихся, благословляли хлеб и раздавали вместе с чашей, благословенного тут же, вина.
Еще один богослужебный хлеб связан с праздником Пасхи. В конце Литургии в день Пасхи освящается артос – особый хлеб с изображением Креста или Воскресения Христова. Артос хранится всю Пасхальную неделю в храме и в субботу Светлой седмицы после чтения особой молитвы раздается верующим.
Александр Адоменас, магистр богословия