Прошла прямая телефонная линия с Андреем Шрамко, директором Департамента аренды и распоряжения государственным имуществом Фонда государственного имущества Украины.
— Почему выгодно арендовать государственное имущество сегодня?
— Сегодня Фонд госимущества является крупнейшим рантье в стране.
Общая площадь всех объектов, которые можно арендовать у государства, составляет около 8 миллионов квадратных метров. Фонд одновременно сопровождает более 14 000 контрактов, из которых 25% заключено именно с физическими лицами.
Риски аренды по сравнению с рисками приобретения имущества в собственность минимальны, а также требуют стартового капитала в сотни раз меньше.
Кроме того, по инициативе Фонда во время войны было упрощено большинство процедур аренды и внедрены механизмы, позволяющие вдвое сократить стартовые расходы и максимально упростить почти все процедуры оформления аренды:
Большинство этих упрощений стали особенно важны для ВПЛ и релокированного бизнеса.
— Сложно ли вообще арендовать площади под открытие собственного бизнеса и есть ли отдельные льготы для ВПЛ?
— Во время войны государство как арендодатель стало для бизнеса, независимо велик он или малый, надежным партнером.
Имеющиеся плюсы: стабильный размер арендной платы, сроки договоров сейчас могут быть от 5 лет и больше, есть ряд льгот для арендаторов во время действия военного положения. Для релокированного бизнеса есть дополнительный бонус. Первые шесть месяцев можно платить за аренду всего 1 гривну за 1 квадратный метр. За это время можно перевезти и установить оборудование, нанять персонал, приспособиться к новым условиям, открыть новое дело. По истечении льготного срока арендатору придется платить полную сумму, определенную в результате арендного аукциона, на котором он предложил самую высокую цену и выиграл.
Чтобы взять в аренду госимущество достаточно сделать несколько простых шагов.
Все остальное сделает Фонд и площадка, на которой проходят аукционные торги по аренде.
Вот эти три шага:
— Как получить льготы для релокированного бизнеса?
— Для получения соответствующей льготы необходимо обратиться в областную военную администрацию с ходатайством о релокации по форме, опубликованной на сайте Фонда и получить не менее чем за 1 день до проведения аукциона ходатайство от ОВА.
На аукционе этот ответ будет документальным подтверждением для оформления льготы. Больше об этом можно узнать на нашем сайте или в региональном отделении Фонда.
Работает также платформа цифрового взаимодействия, где предприниматели из пострадавших регионов могут подать заявку на перемещение, а бизнесу из безопасных регионов предложить помещения, оборудование и другие ресурсы для релокированных предприятий.
— Какие документы нужно подать релоцированному бизнесу и куда, если необходимо перевезти офис, а не производство?
— Независимо от целевого назначения площадей, которые требуются перемещенному бизнесу, обращения о ходатайстве к ОВА будет вполне достаточно.
По нашему опыту, областные военные администрации охотно откликаются на такие обращения, оперативно их рассматривают и помогают бизнесу.
По нашим данным, лидерами по размещению релокированных бизнесов в начале войны стали Львовская, Черновицкая и Ивано-Франковская области.
В основном перемещались предприятия машиностроения, а также пищевой промышленности.
— Где можно узнать предложения по аренде, например, в Одессе или в других регионах?
— Можно обратиться в региональное отделение Фонда и получить исчерпывающую консультацию.
Можно также следить за анонсами аукционов на сайте orenda.gov.ua или в телеграмм-канале «Аренда в Украине». Если нашли интересный объект и он находится в государственной собственности, но не используется субъектами хозяйствования, то можно даже самостоятельно инициировать его аренду.
Для этого нужно сделать 5 простых шагов:
— Какой бизнес можно открыть начинающим на базе арендованного госимущества? Что интересного сейчас может предложить Фонд?
– Среди доступной недвижимости, которую Фонд сдает в аренду: офисные помещения, складские здания и промышленные сооружения.
Сдаются в аренду не только промышленные площадки. До 25% общего количества договоров – это аренда площадей до 10 квадратных метров, более 50% – до 50 квадратных метров. Мы знаем примеры, когда в студенческих общежитиях малый бизнес размещал общественные прачечные. Это также может быть размещение вендинговых автоматов для продажи снеков или кофейных автоматов, автоматов по продаже фильтрованной воды, открытия мини-кафе и пунктов обмена валют, экспресс-парикмахерской и прочее. На самом деле палитра идей для собственного бизнеса может быть огромной.
— Можно ли найти для производственного бизнеса актив, например, с каким-то оборудованием?
— Фонд может предложить не только отдельные объекты недвижимости.
Это могут быть единые имущественные комплексы с оборудованием. Но здесь есть нюансы. Изменить сферу производства или сферу предоставления услуг у таких объектов невозможно, они переходят арендодателю со всеми процессами и возможными проблемами, которые есть на момент аукциона.
— Может ли физлицо-ФЛП или бизнес сам инициировать выставление объекта на арендный аукцион, если этот объект находится в госсобственности, но не в управлении Фонда?
– Да. Балансодержателем может быть любое государственное предприятие или орган исполнительной власти. К примеру, университет или Министерство образования и науки Украины. Фонд может обратиться к такому балансодержателю или органу управления и инициировать выставление объекта на аукцион или они могут самостоятельно инициировать перед Фондом аренду принадлежащего им имущества. Мы очень часто слышим, что университетам не хватает средств на ремонт или отопление зимой и при этом у них достаточно площадей, которые могли бы сдавать в аренду малому бизнесу одновременно с пользой для студентов. К примеру, сдавать часть помещений в центральных корпусах под книжные магазины, совместными усилиями с бизнесом делать интересные проекты современного образовательного пространства и даже банальные буфеты и копи-центры.
— Как рассчитать стартовую арендную плату и гарантийный взнос для недвижимого имущества?
— Можно воспользоваться калькулятором ФГИУ.
Аренда государственного имущества – хорошая платформа и для начинающих бизнесменов.
Хотелось бы донести до людей мнение, что аренда сейчас – перспективно. Интересуйтесь на сайте Prozorro аукционами по аренде, которые проходят в вашем городе. Для этого достаточно раз в неделю заглянуть на 5-10 мин на сайт Prozorro.Продажи https://prozorro.sale).
Если вы начинаете бизнес, именно аренда государственного имущества сможет минимизировать ваши риски.
Если проект не сработает, то из него можно будет выйти с минимальными финансовыми потерями. По всем вопросам аренды можно обратиться также на горячую линию ФГИУ: +38 (044) 254 29 76 или 0 800 50 56 46. Режим работы: Пн. – Чт.: с 9:00 до 18:00, Пт.: с 9:00 до 16:45
На прямой линии работали: Сергей Чернявский и Виктория Ланецкая
Прямая линия проведена при поддержке Института развития региональной печати (ИРРП)
Речная рыба занимает важное место в рационе украинцев. Первое ее преимущество в доступности в свежем…
Орхидеи – любимые растения многих, но вот не все цветоводы знают, можно ли опрыскивать орхидеи,…
22 ноября на территории Украины ожидается снег, сильный ветер, местами дожди. На востоке и юге…
Будут ли геомагнитные волнения в этот день?
В последний месяц осени начинается Рождественский пост. По новоюлианскому календарю он длится с 15 ноября…
О матерях, ожидающих своего ребенка с фронта, было написано много песен. Одной из них стала…