Полагаю, что каждый держащий эту газету пенсионер когда-то, в далеком детстве, был пионером. И возможно читал разные умные книжки , выпускавшиеся тогда в серии «Пионер — значит первый». И действительно, Оксфордский словарь трактует это слово так: «Пионер — человек, который один из первых проник и поселился в новой неисследованной стране».
Так вот, украинский физик и электротехник Иван Пулюй (1845 — 1918 годы) действительно не раз первым проникал в разные неисследованные «страны», если так образно назвать только тогда зарождавшиеся области науки и техники. Он имеет полное право называться пионером, и его имя совершенно заслужено заняло место в почетном ряду наших сограждан, в честь которых Национальный банк Украины отчеканил памятные монеты.
Он родился в городке Гримайлов Чорткивского района на Тернопольщине. После окончания гимназии начал учебу в духовной семинарии в Вене (Австрия). Занявшись переводом на украинский язык духовной литературы, перевел «Псалтирь». И одновременно посещал лекции по математике, физике, астрономии в Венском университете. Это и определило его дальнейшую жизнь: в 27 лет Пулюй уже был сотрудником университетской физической лаборатории. А в 1874-м журнал «Доклады Венской Академии наук» опубликовал первые две его статьи по физике трения воздуха. В этом же году начал преподавать в Военно-морской академии.
Сконструированный им в то время прибор (по теме теплотехники) оказался интересен всему тогдашнему научному миру, на Всемирной выставке в Париже в 1878 году он был отмечен серебряной медалью. Через три года, там же, на Всемирной электротехнической выставке, несколько изобретенных Иваном Павловичем электрических аппаратов были отмечены дипломами.
К этому времени Пулюй был уже доктором физики Страссбургского университета, известным в научном мире фундаментальными трудами, посвященными катодным излучениям. Их опубликовала не только Венская Академия наук : Лондонское физическое общество издало их в англоязычном переводе среди важнейших физических исследований, проводимых за границами Великобритании.
В 1896 году Иван Пулюй провел фундаментальные исследования природы и особенностей Х-лучей. Сегодня мы называем их рентгеновскими, в честь немецкого физика. Но многие исследователи истории науки уверены, что это несправедливо: Х-лучи должны были увековечить имя украинца Пулюя. Свое сообщение «О новых типах лучей» Рентген опубликовал в конце 1895 года, но кто может утверждать, что ему эту идею не подсказала «лампа Пулюя» — вакуумная трубка собственной конструкции, изобретенная Пулюем за 14 лет до этого? Да, Рентген был автором этого открытия, но он лишь констатировал факт, а Пулюй как экспериментатор и глубокий теоретик исследовал и обосновал эти процессы на атомно-молекулярном уровне.
И еще: Пулюй первым начал использовать Х-лучи в медицинской диагностике, первым сделал фото всего детского скелета. Так почему же это рентгеновские, а не пулюевские лучи, задаются вопросом многие, причем далеко не только отечественные историки науки.
Крупный ученый мирового уровня, Пулюй был автором почти 50 научных и научно-популярных работ по физике и электротехнике на немецком, английском и украинском языках. Проработав всю жизнь в научных центрах европейских городов, Иван Пулюй никода не забывал своих украинских корней. Для своих шести детей он нанимал учителей украинского языка. Он горячо поддержал открытие украинского университета во Львове, организовал стипендии для наших студентов в Австро-Венгрии, публиковал статьи в поддержку украинского языка.
Квинтэссенцию жизненного кредо украинского ученого Ивана Пулюя можно сформулировать одной его фразой: «…Нема більшого гонору для інтеліґентного чоловіка, як берегти свою і національну честь та без нагороди вірно працювати для добра свого народу, щоб забезпечити йому кращу долю».
Валерий Боянжу, Херсон — Одесса