«Как переживают войну пенсионеры» — так называется наша новая рубрика. В ней мы будем рассказывать истории пожилых людей из разных уголков нашей страны о том, как они справляются с трудностями военного времени.
Первая наша история о пенсионерке из Днепра Татьяне Соседовой.
Днепрянка Татьяна Соседова в свои 83 – уверенный пользователь соцсетей и зритель ютуба, поэтому она всегда в курсе последних новостей. Но Татьяне Алексеевне до последнего не верилось, что будет война, потому что «этого не может быть никогда…»
— Сама я родом из Новочеркасска, у меня в России есть близкие родственники, поэтому возможность реальной войны с ракетными обстрелами городов и убийствами мирных жителей не могла мне присниться даже в страшном сне, — говорит она. – Когда война все же началась, мои сознание и психика выдвинули новый защитный аргумент: это все со дня на день закончится! Я не знала, каким образом: благодаря мирным переговорам, вмешательству Запада, протестам в России, но я была уверена: этот кошмар не может продлиться дольше пары недель.
Кстати, общение с родней из России Татьяна Соседова по своей инициативе прекратила в первые же дни полномасштабного вторжения. Когда близкие в ответ на новости о «прилетах» в Киев продолжали твердить об укронацистах и спецоперации, наша героиня отрезала: «Не о чем говорить, останусь жива – когда-нибудь созвонимся».
Днепр долго оставался относительно спокойным городом в плане ракетных обстрелов. Но Татьяна Алексеевна все равно каждую воздушную тревогу послушно пережидала в коридоре, оборудовав между двух стен свой безопасный уголок: стул, плед, книжка. Сын, который живет вместе с ней, подшучивал: «Ну ты и перестраховщица»! Но жизнь показала, что предосторожности были не напрасны: первые же мартовские «прилеты» в Днепре пришлись на район, где живет наша героиня – от взрывной волны на соседней станции метро и в окрестных домах повылетали стекла, дом Татьяны тогда ощутимо вздрогнул. А уже в июне от прямого попадания ракеты сгорело «СТО» метрах в 800 от ее родной пятиэтажки, погибли несколько его сотрудников, было много раненых.
— Вот тогда мне впервые стало по-настоящему страшно, — признается Татьяна Алексеевна. – Взрывы были видны прямо из моего окна, от грохота можно было оглохнуть, дом просто трясло. Но каким-то чудом взрывная волна прошла по диагонали, зацепив только крайний подъезд нашего дома, где на первых этажах выбило окна. Я не знаю, по каким целям стреляли рашисты – здесь нет никаких военных объектов, лишь частный сектор, гаражи, и старый вагоноремонтный завод…
Но даже больше, чем угроза обстрелов, Татьяну Алексеевну угнетала вынужденная разлука с любимой внучкой Олей и тремя правнуками, которые еще в марте уехали во Францию, где родственники помогли с бесплатным жильем.
— Моей младшей правнучке Варваре тогда было всего два месяца, я видела малышку до отъезда лишь один раз, — говорит Татьяна Соседова. – Поскольку внучка с детьми живет от меня недалеко, я привыкла к частым встречам с ними, регулярно нянчила старших правнуков, а тут – разлука, затянувшаяся на целых девять месяцев… (семья внучки вернулась в Украину лишь накануне Нового года, — прим. автора).
Настоящей отдушиной для Татьяны Алексеевны в эти сложные месяцы стало творчество: плетение корзинок из бумажных трубочек и создание картин по номерам.
— В мирное время я уделяла внимание своим хобби далеко не каждый день, но сейчас я занимаюсь творчеством чаще: сосредоточенность на рисовании или плетении из бумажной лозы помогает отключить голову от тревожных мыслей, — признается днепрянка. – Кроме того, внучка и правнуки часто звонили мне по Вайберу, слали фото и видео — это тоже добавляло сил и оптимизма.
Поскольку Татьяна Соседова живет в районе, где много промышленных предприятий, ее пятиэтажка подключена к общей подстанции с крупным заводом. Благодаря этому электроэнергию в доме осенью практически не отключали, и даже после обстрелов возобновляли подачу буквально в течение получаса.
— Да, в этом смысле мы были избалованы не то, что по сравнению с Киевом или Одессой, где люди порой сутками сидели без света, но даже по сравнению с другими районами Днепра, — говорит Татьяна Алексеевна. — Но уже месяца полтора свет у нас ежедневно отключают по графику. В основном соотношение следующее: 5 часов со светом, 4 – без. В первые дни отключений, конечно, был сильный дискомфорт. Но человек ко всему привыкает – и мы привыкли. Тем более, что график почти не нарушается – а если ты можешь планировать свое время, то уже не чувствуешь себя таким уж беспомощным.
Наша героиня во время отсутствия света смотрит сериалы или слушает аудиокниги, которые сын заранее загружает ей на ноутбук (заряда его батареи хватает часа на три). Кроме того, мобильный интернет в периоды отключений работает – так что можно в «Вайбере» переписываться с соседями, листать «Фейсбук».
Кроме того, пару раз в неделю по вечерам приходит внучка с правнуками и семья устраивает домашний «пункт незламности»: при свете мини-лампочек, работающих от пауэрбанка, играют в домино, в карты, пьют чай с тортиком.
— Основной дискомфорт лично мне доставляет одновременное отсутствие со светом тепла – так как котельная на эти несколько часов тоже отключается от электроэнергии, — признается Татьяна Соседова. — А зимой батареи, которые в нашей хрущевке и без того нельзя назвать слишком горячими, остывают быстро… Но я не жалуюсь – по сравнению с тем, что испытывают наши ребята в промерзлых окопах, это все пустяки. Так что не ноем и ждем Победы!
Записала Ирина Лебединец
Котлеты – это классическое блюдо, которое является важной частью украинской кухни. Это сытное, вкусное и…
Чтобы выбрать идеальный диван, важно учитывать множество факторов – от размеров и формы до материалов…
Украинцев могут освободить от нежелательных звонков. Новый законопроект предусматривает возможность идентификации абонентов, нарушающих ваше спокойствие.…
Уже с 1 декабря 2024 клиентов "Ощадбанка" ожидают существенные нововведения. Станут ли услуги банка более…
Финансовый лимит на один подарок составляет 1500 грн. Фото писем будут публиковаться на странице фонда…
Использование перевязочных материалов, бинтов и ранозаживляющих средств является важной частью медицинской практики и первой помощи.…