На эти вопросы ответила министр социальной политики Оксана Жолнович.
Оксана Жолнович напомнила, как ранее происходил процесс начисления субсидий.
- Человек обращается в любой ЦНАП либо Управление социальной защиты населения.
- Затем его документы передаются в УСЗН, где он проживает, и там уже рассматривается сама заявка: пересматривается декларация, делается сверка по реестрам и т.п. Сегодня таких управлений в Украине 700.
- Соответственно, под каждую из этих точек следует совершить полноценный обмен всеми реестрами, чтобы еще на этапе назначения сотрудник УСЗН четко понимал, имеет ли право этот человек на выплаты или нет. И это очень сложно, учитывая еще и то, что у разных УСЗН, а это органы местного уровня, свои IT-программы.
- И когда финансовые сведения по услугам и выплатам передаются в Минсоцполитики, то Государственное предприятие «Информационные вычислительные системы» должно сводить все эти сведения в один реестр – и это дополнительные сложности.
- Далее реестр с назначенными льготами/субсидиями (формирует ИОЦ) и заявки о необходимости в средствах для выплаты льгот/субсидий (подают региональные органы социальной защиты населения) ежемесячно передаются в наше министерство для дальнейшего финансирования и перечисления средств.
- Казначейство формирует единый пул денег (например, на субсидии) и распределяет его по сведениям между региональными органами социальной защиты (области).
- Затем региональные органы социальной защиты (области) перечисляют соответствующие средства на счета структурных подразделений по социальной защите населения (районы).
- Районы (получая свою сумму средств) непосредственно делят ее по своим сведениям на счета людей.
Что даст назначение субсидий через Пенсионный фонд?
«Эта сложная логистика приводит к задержкам с выплатами, ведь такое движение денег требует физического присутствия работников на своих рабочих местах. Именно во время войны мы стали понимать, что столь длинная составляющая требует быстрого переформатирования. К примеру, в Херсоне по старой формуле сейчас невозможно назначить никаких выплат, потому что там люди очень часто не работают на своем рабочем месте», — отметила Оксана Жолнович.
Также немаловажный момент, то, что наличие бумажных реестров и даже локальных систем данных приводит к тому, что они могут попасть в руки диверсантов/оккупантов.
«Поэтому в начале войны всем УСЗН было дано указание уничтожить свои базы. Например, в Киевской области (после освобождения) у нас их просто нет и сейчас у нас продолжается сложный процесс обновления этих сведений», — сказала Жолнович.
По ее словам, у Пенсионного фонда таких проблем нет, потому что человек обращается в ЦНАП, Управление ПФУ или делает заявку через личный пенсионный онлайн-кабинет. Эта заявка является экстерриториальной, то есть не привязанной к месту регистрации человека, который обращается за помощью.
В ПФУ уже реализован цифровой инструмент, подключающий каждого человека через определенную «облачную среду». То есть вся информация хранится на центральных серверах и в облаках (в других странах).
«Так мы не теряем информацию и не позволяем к ней доступиться кому бы то ни было, если персональный компьютер, например, в зоне боевых действий – к нему отрезается доступ. А экстерриториальность обработки заявок предполагает, что они направляются работникам ПФУ, независимо от того, в каком регионе Украины они находятся. И это держит определенный баланс», — отметила министр.
Система ПФУ, в отличие от Минсоцполитики, отвергает лишние звенья. Человек обращается за субсидией в ЦНАП, затем передается на уполномоченного работника ПФУ в любой точке Украины. У ПФУ уже есть реестры, содержащие огромный объем данных, позволяющих оперативно верифицировать заявку (и это одна точка обмена информацией, а не 700, как в случае с УСЗН), принять соответствующее решение и сразу направить средства на счет того или иного человека.