Отче наш, сущий на небесах!
Да святится имя Твое;
Да приидет Царствие Твое;
Да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки.
Аминь.
1. Самое главное в этой молитве (единственной, которую дал нам сам Господь) — это то, что Бог назван Отцом. Для ветхозаветного человека Бог — это нечто очень могущественное, далекое, загадочное. И вот Иисус предлагает называть Бога отцом и сам так к Нему обращается. Сразу возникает представление о родительской заботе и любви. Причем отец не «мой», а наш, то есть всех людей. Так люди становятся друг другу братьями и сестрами.
2. Отец этот не такой, как наши земные отцы, а Тот, Который на небесах. Небо для иудаизма было, разумеется, не атмосферным понятием, а духовным. Словосочетание Царствие Небесное обозначало у иудеев близость Бога, и часто они употребляли его, чтобы лишний раз не произносить слово «Бог», памятуя о третьей заповеди «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно».
3. Как правило, человек в молитве сразу начинает говорить о каких-то своих нуждах. А здесь молитва начинается с «Да святится имя Твое», с предстояния перед чем-то загадочным, необычайно возвышенным. Святое значит отделенное от нашего обычного мира (в древнееврейском слово «святой» — «кадош» — имело оттенок отдельности, особости). Бог отделен, потому что Он — Творец, а мы — творения.
4. Когда мы говорим «Да приидет Царствие Твое», то молимся о том, чтобы воля Божья господствовала везде, и коль скоро мы об этом просим, то понятно, что наш мир очень далек от того, каким он задуман Богом. Тогда как в Небесном Царстве, где господствует Его воля, все достигнуто и есть полнота жизни, полнота бытия, радости. Мы просим о том, чтобы воля Божья все более и более охватывала этот мир. Но при этом мы знаем уже из нашего жизненного опыта, из всего опыта ветхозаветной Церкви и нашей новозаветной, что мир воле Божьей сопротивляется. В основе отпадения от Бога лежит именно желание человека: будет воля моя, а не Твоя. И суть грехопадения именно в этом «будете как боги» — самыми главными, не признающими над собой верховенство Бога. («И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» — Быт. 3:4).
5. И только после этого уже идет прошение о земном: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день». Понятно, что речь идет не только конкретно о хлебе, но обо всем необходимом для жизни.
6. Говоря «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим», мы признаем, что мы должники перед Богом, что мы ведем себя чаще всего недостойно, даже когда стараемся делать что-то хорошее, и поэтому заранее просим Бога простить нас. В том, чтобы вот так признать себя несовершенными, есть уже и необходимое для каждого человека качество — смирение, и ощущение необходимости прощения. Но если мы сами не будем прощать, то как дерзать просить прощения себе? И именно это последнее предложение комментирует сам Христос, который говорит: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14–15). По-видимому, именно это самое важное для нашей повседневной жизни — прощать. И это же — суть молитвы «Отче наш».
Из проповеди протоиерея Александра Борисова
Кто может получить новую гуманитарную помощь и как это сделать.
Как оплатить коммунальные услуги просто и быстро? Рассказываем.
Украинцев приглашают зарегистрироваться на новую денежную помощь. Кто может претендовать на финансовую помощь от международной…
Россия ночью запустила по Украине ракеты. Украинские воины активными действиями наносят оккупационным войскам потери в…
Части пенсионеров прекратили начисление выплат. Можно ли их возобновить?
8 мая в Украине отмечают День памяти и победы над нацизмом, День памяти и примирения,…