Многие считают сюжет картины вымыслом, хотя о легендарном письме упоминали историки Дмитрий Яворницкий и Николай Костомаров. О чем же писали запорожские казаки султану и кто именно изображен на картине?
Во время Русско-турецкой войны в 1670-х годах казаки уничтожили 15-тысячное турецкое войско, и это привело султана Мехмеда IV в ярость. Султан прислал запорожцам ультиматум, в котором он, «брат Солнца и Луны, устрашитель и великий защитник христиан», повелевал им сдаться без всякого сопротивления, чтобы они своими нападениями «не заставляли его беспокоиться».
Оставить без ответа столь нахальное требование запорожцы не могли и поэтому собрались, чтобы всем кошем написать ответ. Возглавлял собрание атаман Иван Сирко. Письмо получилось коротким, но не оставляло никаких сомнений в том, что казаки сдаваться не собираются. Запорожцы не стеснялись в выражениях и честили султана на чем свет стоит. Свое письмо они закончили в унизительной манере: «Числа не знаєм, бо календаря не маєм, місяць у нeбі, год у книзі, а день такий у нас, як і у вас, поцілуй за те ось куди нас!»
Оригинал письма не сохранился, но известно множество его вариантов, а самая известная версия находится в сборнике истории Запорожской Сечи Дмитрия Яворницкого. Современные историки считают письмо султану вымыслом, однако достоверного подтверждения или опровержения этого факта пока нет.
В 1878 году художник Илья Репин и историк Дмитрий Яворницкий встретились в имении Саввы Мамонтова, где Яворницкий показал Репину копию письма, которое запорожцы писали султану. Художник вдохновился сюжетом и стал собирать материал, делал наброски костюмов и оружия.
Героев картины Репин срисовывал с известных в то время людей. Моделью атамана Ивана Сирко послужил генерал, командующий Киевским военным округом Михаил Драгомиров, а писарем стал Дмитрий Яворницкий.
Прообразом казака в белой папахе – Тараса Бульбы — стал журналист Владимир Гиляровский, а для его сыновей, Андрея и Остапа, позировали внучатый племянник композитора Глинки и преподаватель Академии художеств Николай Кузнецов.
Солист Мариинского театра Федор Стравинский запечатлен слева в образе унылого казака в красной шапке. А полуобнаженный картежник – это, по разным версиям, либо педагог народной школы Константин Белоновский, либо драматург Марк Кропивницкий. Кстати, это вовсе не каприз художника – раздеть казака до пояса. При серьезной игре в карты у казаков было принято снимать рубаху, чтобы нельзя было спрятать что-то за пазуху или в рукава.
Перед Тарасом Бульбой на картине можно увидеть казака с бритой головой – он был написан с обер-гофмейстера и предводителя дворянства Георгия Алексеева. Когда Репин предложил ему позировать для картины, гофмейстер с негодованием отказался. Тогда Яворницкий пригласил Алексеева посмотреть свою коллекцию монет, и пока тот рассматривал раритеты, Репин зарисовал его затылок. Позже, узнав себя на картине, Алексеев надолго перестал общаться с шутниками.
Ранее сообщалось: Зборовская битва: казацкая слава на века
Свекла - это один из самых популярных корнеплодов, который выращивают украинцы на своих огородах. Но…
Тракторы гусеничные являются распространенной спецтехникой, которая характеризуется высокой мощностью, маневренностью, широким спектром применения. Они применяются…
Синоптики сделали прогноз погоды в Украине на пятницу, 3-го мая. В Украину 3-го мая придет…
Будут ли в этот день геомагнитные волнения?
В жизни выдающихся людей было много поучительных приключений. Сегодня мы расскажем об интересных эпизодах из…
Сегодня цифровые сервисы облегчают процессы получения любых услуг. Медицинские сервисы - не исключение. Они содержат…