Отвечает диакон Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной академии:
Что говорится в Церковном Уставе
В Типиконе, то есть Церковном Уставе, нет никакого запрета на вкушение яблок до праздника Преображения Господня, который отмечается 6 и 19 августа. В частности, Типикон предписывает следующее: «аще кто от братий снесть гроздия прежде сицеваго праздника, то преслушание запрещения да приимет, и да не вкусит гроздия чрез весь август месяц, яко заповеданный устав презрев… Сей устав бывает и на смоквах и над прочими овощами: яве яко времена их, кое когда преспеет».
Исходя из этого, мы видим, что, прежде всего, запрет относится к винограду и только потом говорится и о прочих «овощах», то есть плодах. Да и само нарушение данного Устава не вменяется в грех: в наказание «нарушителю» просто запрещается вкушать виноград до конца месяца. А если бы вкушение винограда до указанного времени было грехом, думаю, меры пресечения были бы несколько иными.
С чем связано такое запрещение есть виноград до праздника Преображения?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, стоит перенестись в ветхозаветные времена – ведь именно с тех времен берет свое начало практика освящения плодов.
В частности, в Книге Левит сказано: «Если приносишь Господу приношение хлебное из первых плодов, приноси в дар от первых плодов твоих из колосьев» (Лев. 2:14). То есть людям предписано посвящать Богу начатки того, что Он Сам же им посылает. Православный христианин должен осознавать, что тот урожай, который он собирает, – он получает от Бога. Святитель Иоанн Златоуст отмечает: «земледелец получает плоды от земли не столько за свои труды и прилежание, сколько по благости Бога возращающаго оные».
Почему виноград освящался именно в праздник Преображения?
Просто потому, что на Востоке именно к середине августа созревали два основных продукта пропитания: виноград, из которого делалось вино, и пшеница, из которой выпекался хлеб.
Однако то, что является нормой на Востоке, не всегда может быть выполнено в наших регионах. Очень часто случается так, что многие сорта винограда и яблок созревают задолго до Преображения. Следовательно, эти плоды должны попросту сгнить на ветке? А ведь это на самом деле будет куда большим грехом – грехом неблагодарности по отношению к Богу и Его дарам.
Святой апостол Павел говорит нам: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8:8). И в другом месте: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает; и силен Бог восстановить его… Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя, а живем ли — для Господа живем, умираем ли — для Господа умираем. И потому, живем ли, или умираем, — всегда Господни» (Рим. 14: 3-8). Самый важный посыл в этих словах Первоверховного апостола – призыв и напоминание о благодарении Бога. Но, к сожалению, мы чаще просим Бога о чем-то и очень редко Его потом благодарим.
Поэтому, если то или иное предписание Церковного Устава становится в один разряд с суеверием, это уже говорит о нашей духовной отсталости и непонимании сути христианства. И значит мы, подобно древним фарисеям, более готовы служить букве, а не духу.