Когда-то чиновники пророчили «сказке об Ихтиандре» полное забвение к 2000 году. Однако они ошиблись. Несмотря на отсутствие дорогих спецэффектов, этот фильм помнят и любят до сих пор.
Актеров под водой сняли впервые
Фильм «Человек-амфибия» мог вообще не увидеть свет. Его сценарий почти десять лет пылился на полке студии «Ленфильм», прежде чем его обнаружил режиссер Владимир Чеботарев. До этого он снимал фильмы о войне, но ему захотелось намного отдохнуть от этой темы и снять фильм о любви. Кроме того, Чеботарев любил этот роман с детства, поэтому с радостью ухватился за экранизацию. С технической стороны съемки представлялись просто нереально трудными, и окружающие поглядывали на режиссера с откровенным сочувствием, а некоторые даже называли его авантюристом. Ведь даже в Голливуде, на студии Уолта Диснея, где в 1940-х годах хотели экранизировать роман, от этой идеи отказались из-за невероятной сложности съемок.
Первоначально планировали снимать в Саргассовом море. Но так как все упиралось в деньги, стали подыскивать более подходящее место. Его нашли в бухте Ласпи под Севастополем, на Черном море. До сих пор подводный мир снимали только для документальных фильмов, а опыта съемок актеров под водой не было ни у кого из операторов. В качестве дублеров и консультантов для фильма пригласили пятерых спортсменов-подводников. Но хотя у Анастасии Вертинской (Гуттиэре) и Владимира Коренева (Ихтиандр) были собственные дублеры, во многих подводных сценах актеры действовали самостоятельно. В качестве консультанта режиссер хотел пригласить Жака-Ива Кусто, и французский исследователь с радостью согласился, однако чиновники отказали режиссеру в валюте. Пришлось обходиться своими силами.
Акулы сыграли дельфинов
Проблема была еще и в том, что ни Коренев, ни Вертинская, которые снимались в главных ролях Ихтиандра и Гуттиэре, не умели плавать. Чтобы освоить этот вид спорта, им пришлось по ночам с инструкторами заниматься в бассейне института физкультуры. Уже во время работы в море, когда актерам нужно было сниматься на глубине, рядом с ними находился инструктор с дополнительным аквалангом. Он давал актеру вдохнуть воздух из баллона и отплывал в сторону. Эпизод снимали столько, сколько актер мог задерживать дыхание. Потом снова подплывал инструктор с аквалангом, и снова снимали.
В Черном море небогатая фауна, и чтобы снять рыбное изобилие Карибского моря, оператор придумал приспособить к камере специальный раструб, который надевали на объектив и наполняли рыбой. Такое изобретение позволяло создать полную иллюзию тропического моря. По режиссерской задумке, в одном из эпизодов должны были сниматься дельфины, однако чиновники отказались выделять деньги на их транспортировку из Новороссийска. Чеботарев стал искать выход из положения. У местных рыбаков купили нескольких акул-катранов и стали снимать их в «роли» дельфинов, запустив в вольер вместе с другими рыбами. Но, как оказалось, трудность была в том, чтобы снять эпизод максимально быстро, потому что акулы радостно бросились пожирать мелкую рыбешку.
Для костюма Ихтиандра долго не могли подобрать подходящую ткань, и наконец придумали сделать его из материала, из которого шили плотные женские колготы. Украсили его мелкими чешуйками, вырезанными из старой кинопленки. Их покрасили голубоватым перламутровым лаком и вручную нашили на комбинезон. Чтобы понять, насколько ювелирную работу проделали костюмеры, достаточно сказать, что чешуек было более 10 тысяч штук. Но на пленке костюм выглядит действительно фантастично.
У Ихтиандра отказал акваланг
Хотя актеров берегли и старались в опасных сценах заменять их каскадерами, все же иногда приходилось рисковать. В эпизоде, где Ихтиандра привязывают к якорной цепи и спускают под воду, Коренев едва не погиб. Обычно якорь с привязанным актером сбрасывали на глубину 10 метров, но в тот раз он ушел под воду на 20 метров. Солнечные лучи настолько красиво преломлялись в воде, что режиссер с оператором решили снимать актера на этой глубине.
Репетиции прошли успешно, и никто не предполагал, что возникнут какие-то трудности. Когда эпизод был уже снят, инструктор передал Кореневу акваланг, чтобы тот вдохнул кислород. Однако баллон оказался неисправен — воздух из него не поступал. Тогда каскадер отдал Кореневу свой акваланг, а сам поплыл к поверхности. Он стремительно преодолел давление в несколько десятков атмосфер, что было очень опасно, и когда вынырнул, из ушей у него лилась кровь. Все случилось настолько быстро, что Коренев не понял, что произошло. Ситуацию ему объяснили только после съемок.
Критика встретила фильм с большим недовольством. Особенно чиновников раздражали костюмы Вертинской, которые были скопированы с моделей Кристиана Диора. Негатива добавили и американцы — когда они узнали, что фильм, от съемок которого отказался сам Дисней, сняли русские, в «Нью-Йорк Таймс» стали появляться откровенно издевательские статьи. Однако, когда фильм вышел на большой экран, им пришлось притихнуть — на первом фестивале фантастических фильмов в итальянском городе Триесте «Человек-амфибия» получил главный приз.
Прыжок между крышами совершил оператор
Чтобы снять прыжок с одной крыши на другую, который, по сценарию, должен был совершить Ихтиандр, пригласили акробатов из цирка. Они привезли с собой страховочные приспособления, установили их и приступили к работе. Но долететь до противоположной крыши у них никак не получалось — срабатывала амортизация страховки. Тогда оператор Мирон Темиряев, который в прошлом занимался прыжковой акробатикой, решил сделать трюк самостоятельно. Без страховки, используя только подкидную доску, он сумел преодолеть расстояние более 4 метров и приземлиться на противоположную крышу.
Напомним, ранее мы рассказывали о съемках фильма «Полосатый рейс«