Святые отцы называли икону Евангелием для неграмотных. Однако икону нельзя воспринимать как простую иллюстрацию к святому писанию. Многие через нее обращаются к Богу и святым покровителям. Именно поэтому сложился определенный канон – как правильно писать иконы. Особое внимание иконописцы уделяют изображению лиц и, конечно, жестам, ведь они имеют большое значение и несут определенный смысл.
Напомним, ранее мы рассказывали о мудрах и о том, что эти жесты многие воспринимают как символы на иконах. Сегодня же мы расскажем именно о том, что символизируют жесты святых.
Благословляющая десница. Пальцы правой руки (десницы) сложены в виде букв I и Х (Иисус Христос) – это благословение именем Господним; также распространено троеперстное сложение – благословение именем Святой Троицы. С таким жестом изображаются святители (то есть святые епископы, митрополиты и патриархи), а также преподобные и праведные, имевшие священный сан. Например, святитель Иоанн Златоуст, который был архиепископом Константинопольским; святитель Николай Чудотворец и другие… При жизни они каждый день благословляли этим жестом множество людей, а теперь с Небес благословляют каждого, кто обращается к ним с молитвой.
Ладонь праведника. Праведные люди изображаются с характерным жестом: открытой ладонью, обращенной к молящимся. Праведный человек – человек правды – открыт для людей, в нем нет никакого лукавства, никаких злых мыслей или чувств. Такими были, например, святые князья Борис и Глеб. Как известно, им предлагали убить их брата-предателя Святополка, но они предпочли сами погибнуть от рук братоубийцы, чем совершить такой грех.
Напомним, ранее мы рассказывали об особенностях храмов разной веры.
Рука, приложенная к сердцу – жест, означающий, что святой высоко преуспел в сердечной молитве (существует три ступени молитвы — устная, умственная и сердечная, последняя считается самой возвышенной). Так иногда пишут преподобного Серафима Саровского. Так же изображается преподобный Василиск Сибирский, недавно прославленный святой, который жил в XIX веке, но по преуспел в сердечной молитве наравне с древними пустынниками (подвижниками, которые сознательно жили в одиночестве и нищете).
Ранее мы писали о пенсионерке из Одессы, которая вышила собственный иконостас.
Две ладони, раскрытые на груди. Некоторые исследователи толкуют это как жест приятия благодати, другие – как молитвенное обращение к Богу. С таким жестом изображаются, например, праведный праотец Авраам, мать Пресвятой Богородицы праведная Анна, мученица Анастасия Римляныня.
Руки, скрещенные на груди. С таким жестом пишут, например, преподобную Марию Египетскую. Вероятнее всего, это изображение креста по подобию того, как мы складываем руки, когда подходим ко Причастию. Этим жестом мы подтверждаем свою принадлежность Христу, принимая Его Крестную Жертву.
Вся пустынная жизнь преподобной Марии была подвигом покаяния, а незадолго до своей блаженной кончины она причастилась Святых Христовых Тайн, говоря: «Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое…».
Иногда вместо жестов «говорит» вещь
Особую роль играет предмет в руках святого – по нему можно узнать, за какой подвиг прославлен святой или какое служение он нес на земле.
Крест в руках символически указывает на мученический подвиг святого. Апостол Петр держит в руках ключи от Царствия Небесного. Великомученик целитель Пантелеймон держит в руках ларец с лекарствами и лжицу (длинную узкую ложку). В руках евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также пророка Давида, написавшего Псалтирь, всегда изображают стиль (заостренная палочка для письма).
Святая Мария Магдалина, одна из жен-мироносиц, пришедших ко гробу Христа, чтобы помазать Его тело миром, изображается с сосудом в руках, в котором она несла миро. А в руке у святой Анастасии Узорешительницы — сосуд с елеем, с которым она приходила к узникам в темницы.
Очень часто святые на иконах держат в руках книгу или свиток. Так изображаются ветхозаветные пророки, апостолы, святители, преподобные, праведные и новомученики.