Если случайный путник проходит мимо дома Владимира Буйвола в селе Александровка Коминтерновского района, он обязательно останавливается и, не скрывая восхищения, долго любуется участком. Действительно, восхититься есть чем. Дело в том, что пенсионер превратил свое подворье в настоящий музей скульптур.
«Выстроил» пятнадцать генералов
Много лет назад, когда Володя Буйвол еще учился в школе, он совершил проступок — нарисовал карту своего района… на обоях классной комнаты. Карта получилась такой четкой и красивой, что мальчика не отругали, а наоборот, похвалили. После этого ему поручали нарисовать для школы то карту, то плакат, а когда в 1946 году Володя получил аттестат, дали ему направление в Одесское художественное училище.
Владимир Буйвол овладел профессией художника-мозаичника, и 53 года трудился в одной из архитектурно-художественных организаций. В частности, он принимал участие в реставрировании одесского Оперного театра, филармонии, железнодорожного вокзала и «Пассажа». Но художнику этого было мало, он мечтал стать настоящим скульптором.
— Хотелось создать из холодного камня образ живого человека, — вспоминает пенсионер. — К тому же, я всегда считал, что скульптура — занятие для настоящих мужчин. Оно требует силы, твердых рук и метких глаз, а также упорства и трудолюбия.
С годами художник сумел воплотить в жизнь свою мечту. Он постепенно освоил искусство скульптуры: из-под его резца вышли статуи и бюсты 15 генералов и маршалов, в частности Георгия Жукова. Но это было только начало: основные шедевры художнику только предстояло создать.
Можно ли заглянуть в античность?
Когда Владимир Павлович вышел на пенсию, он решил переехать в село. Купил в Александровке полуразрушенный домик и начал приводить его в порядок. Ему помогали дочь Джульетта, а также внуки Николай и Маша. В минуты отдыха работники с удовольствием шла к берегу Аджалыкского лимана и любовались красотой природы. Однажды они увидели необычную картину: красивая лебедь плыла по зеркальной глади воды со своими птенцами, изредка поворачиваясь, чтобы взглянуть на детей. И вдруг мать заметила, что один из лебедят отстал. Она вернулась к малышу и, нырнув, посадила ослабевшего птенца себе на спину, а потом опять двинулась в путь. Эта картина настолько поразила воображение семьи Буйволов, что внуки начали просить дедушку сделать скульптуру мамы-лебедя. За дело взялись все вместе, и вскоре на заборе «поселилась» лебедь с птенцом на спине. Это изваяние положило начало саду скульптур.
После этого статуи одна за другой выходили из-под резца скульптора. Владимир Павлович предпочитал античную тематику, заселив двор изваяниями богов, богинь, амурчиков и героев мифов. Так, его сад охраняют атланты, которые являются копией знаменитой скульптуры атлантов на улице Гоголя в Одессе, а фонтан венчает богиня плодородия Деметра.
Примечательно, что веселый нрав и богатая фантазия позволяют мастеру иногда «подшутить» над классикой. К примеру, скопировав известную скульптуру Лаокоона, он наделил ее чашей для сбора змеиного яда. Получилось, что не страшный змей душит Лаокоона и его сыновей, а наоборот, герой скульптуры выдавливает из чудовища целебный змеиный яд. Наверное, чтобы на старости лет им суставы подлечить…
Интересно, что при создании скульптур пенсионер отдает предпочтение железобетону.
— Конечно, приятнее работать с мрамором, алебастром или гипсом. Эти материалы пластичнее, они дают возможность передать все тонкости скульптуры. К тому же, они легко обрабатываются, — говорит мастер.- Но железобетон имеет свои преимущества — стоимость затрат меньше, а прочность больше.
Любимая муза 84-летнего пенсионера
Сейчас внуки Владимира Буйвола уже выросли и у них не хватает времени для того, чтобы заниматься с дедушкой созданием скульптур. Да и места для новых творений на участке почти не осталось. Несмотря на это, пенсионер находит возможность заняться творчеством. Теперь он делает скульптуры по заказу. Вот недавно из-под его резца вышел бюст Тараса Шевченко, выполненный по просьбе председателя сельсовета.
А еще Владимир Павлович в течение пяти минут может создать портрет на бутылочке духов или коньяка. Невзирая на то, что подобные картины состоят из множества мелких деталей, 84-летнему скульптору такое занятие вполне по силам. И вообще, он чувствует себя отлично.
— Это потому, что я живу в доме, украшенном собственными руками и занимаюсь любимым делом, — считает пенсионер. — А главное, меня во всех начинаниях поддерживает любимая муза — дружная, трудолюбивая и талантливая семья…
С такой музой, по мнению пенсионера, он еще долго сможет заниматься любимым делом.