«Евангелие повествует о содержании праздника. Христос любил Галилею — это было место, где Он провел Свои детство и юность. Недалеко от горы Фавор находятся Назарет, прекрасная Иорданская долина, Галилейское море, извилистый Иордан, плодородные поля, зеленые рощи… Очевидно, что Христос и раньше любил подниматься на эту гору, чтобы помолиться здесь в тишине и в удалении от мирской суеты.
Совершая восхождение на гору Фавор, Он берет с Собой троих учеников — Иоанна, Петра и Иакова. Ученики от трудного восхождения на гору устали и уснули. Открыв глаза, увидели лицо Учителя, сиявшее ярче солнца; одежда же на Нем была белее снега. И с Ним беседовали два человека, давно ушедшие из этого мира, пророки Моисей и Илия… Вдруг светлое облако покрывает гору и слышен голос Бога: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».
Трудно представить себе реакцию учеников, ибо до того они не видели Христа Спасителя таким. Они понимали, что Он — мудрый пророк и учитель, но в полноте Божественной славы Его не видели. Отражение благодати Божией было на Его лице и одежде. И в свидетельство всемогущества Божия, в доказательство всеобщего воскресения — два древних пророка, Моисей и Илия.
Христос запретил апостолам рассказывать об увиденном, пока Он не воскреснет. Потому это событие и случилось незадолго до Его распятия, что Христос знал о слабости человеческой. Петр, видевший Преображение, слышавший свидетельство Бога-Отца, что Христос — Его Сын, видевший древних пророков — даже он трижды отречется от своего Учителя (см. Мф. 26:69-75).
Преображение Господне — это также напоминание, что и мы призваны к этому состоянию через следование тем заповедям, которые Христос нам оставил. Преображение происходит, если человек исполняет эти заповеди. Да, мы недостойны такого Преображения, о котором повествует Евангелие. Но мы знаем из житий святых — например, Серафима Саровского — что и они, будучи людьми, имели это особое благодатное божественное состояние. В обыденной жизни — редко, но бывает, что встречаешься с человеком чистой и праведной жизни. Смотришь на его лицо, в его глаза, и становится как-то неудобно самому, ибо его благодатное состояние, его чистота, отраженная на лице и в глазах, является как бы укором нам самим…
Суть сегодняшнего праздника — не просто в освящении яблок, Преображение — это то, о чем я сказал выше. Более 30 лет назад Господь сподобил меня служить несколько лет подряд на Преображение Божественную литургию на горе Фавор. И вот удивительное дело: и по сей день в безоблачной Палестине обязательно в день Преображения — покрывающее вершину облако. Мы слышим в прокимне, и дьякон возглашает: «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуетася». Величественная картина — высокая гора Фавор, а за десятки километров видна покрытая снежной шапкой в любое время года гора Ермон. Внизу — долина с извилистым Иорданом, вдали виднеется Галилейское море, здесь же поблизости Назарет…
Когда восходишь на гору Фавор, то невольно мысль возносится ко Христу. Даже хочется оглянуться, ведь Христос тут бывал… И ощущение особой благодатной умиротворенности, но и некоей тревоги, ибо понимаешь — Он преобразился, чтобы нас призвать к преображению… И в день Преображения мы должны понять, что без труда, без подвига, без молитвы не может быть преображения.
«Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе».
По проповеди митрополита Феофана