Долина Центр
Самое популярное

Учеба по-благородному напоминала тюрьму: свидания с родителями разрешали по праздникам, а все время посвящали обучению

08 марта 2018 17:51 | №9 0 170 0

Почти две сотни лет назад — в 1828 году в Одессе был открыт институт благородных девиц, который просуществовал до 1920 года. Сегодня в здании этого учебного заведения, которое находилось на улице Мечникова, расположен Одесский морской университет.

    

Школа для девиц благородного звания

Строго говоря, первый институт благородных девиц появился в Одессе еще в 1805 году. Основал его герцог Ришелье и называлось это учебное заведение Женский благородный институт. Здесь готовили девушек в основном к педагогической деятельности, прививая им гуманные принципы воспитания. Первой директрисой этого учебного заведения была стала жена директора мужского благородного института мадам Вольсей.

Через несколько лет герцог Ришелье отбыл на родину, а его детище власти превратили в Городское девичье училище — школу для всех сословий. Впрочем, просуществовала она недолго, и в 1828 году была открыта «высшая школа для девиц благородного звания», в которой, как предполагалось, будут получать образование и воспитание девушки из богатых семей.

Сначала институт размещался в частном доме, однако для полноценного учебного и воспитательного процесса там было тесновато. И губернатор Михаил Воронцов предложил  городской думе построить собственное здания для учебного заведения.

    

Здание строили более двух лет

Строительство поручили архитектору Францу Боффо. В проект постоянно вносили какие-то и дополнения, о которых положено было докладывать «наверх», в Санкт-Петербург. Из-за этого дело двигалось очень медленно — ведь почту в северную столицу  доставляли не менее двух недель. Столько же времени ожидали и ответ. В общей сложности на строительство здания ушло более двух лет.

В 1833 году строительство было закончено и преподаватели с подопечными въехали в собственное помещение. Однако все проблемы это не решило: приоритет образования рос, воспитанниц становилось все больше и снова потребовалось строительство нового здания. В апреле 1854 года с началом Крымской войны институт эвакуировали в Вознесенск, где разместили в местном царском дворце. Это дало возможность отстроить в Одессе новое здание — на этот раз его спроектировали более просторным, в расчете на растущее количество учениц. И наконец, в 1859 года институт занял новое здание, в котором и просуществовал до момента своего закрытия.

   

Когда девочек отдавали в институт?

В институт благородных девиц принимали дочерей потомственных дворян, которые за обучение платили немало — по 300 рублей в год. Их готовили для придворной и светской жизни. После окончания Крымской войны в ряды воспитанниц стали принимать детей погибших офицеров младшего состава.

Первоначально воспитанницы начинали учиться в возрасте 6 лет и заканчивали обучение в возрасте 18 лет. Затем срок обучения был сокращен до 9 лет (в число слушательниц принимали с 9-летнего возраста). Со второй половины ХІХ века полный курс образования длился 6 лет. Изменение учебно-воспитательных традиций было связано с проведением образовательной реформы в 60-70-е годы XIX века.

    

Обучали по немецкой системе воспитания

Система воспитания была немецкой, главный постулат которой - строжайший надзор за ученицами. Институт благородных девиц больше напоминал исправительное учреждение, чем учебное заведение. Согласно институтскому уставу, воспитанницы не имели право выходить за его стены, за исключением праздников, времени болезни или смерти родителей. Все свободное время использовалось исключительно для обучения. Свидания с родителями разрешались только в определенные дни в присутствии классной дамы и только с разрешения руководства. Воспитанницы носили особую форменную одежду — платье с рукавами по локоть, белые нарукавники, пелерины и фартуки.

Но были и положительные моменты. Например, одесский институт был единственным в стране, где закон божий преподавали для представителей различных вероисповеданий. Вместе с православным священником здесь учительствовали католический священник и лютеранский пастор.

    

Готовили гувернанток и фрейлин

«Рабочий день» у воспитанниц начинался в шесть утра: утренняя молитва, легкий завтрак, а с десяти часов — классные занятия. После них — игры и отдых до двух часов дня, а затем снова занятия, подготовка уроков, ужин, вечерняя молитва и сон.

Основными предметами, которые изучали воспитанницы, были закон Божий, русский язык и литература, польский, немецкий и французский языки, история, география, арифметика. Также девочки получали знания по физике, минералогии и полиграфии. Кроме того, они учились вести домашнее хозяйство, что, в принципе, и составляло основную цель обучения.

Диплом, полученный воспитанницами, давал право на должность гувернанток для детей  дворянского и духовного сословий, а также учительниц в начальных учебных заведениях. Некоторые воспитанницы из аристократических семей становились фрейлинами императорского двора.

После революции, в 1920 году, одесский институт благородных девиц был закрыт. 


Интересные факты об институтках

Наставниц интересовали в первую очередь внешние приличия, а не успеваемость воспитанниц. А поскольку неуспевающих институток приходилось бы оставлять на дополнительное обучение (что не было выгодно ни родителям девушек, ни руководству школы), аттестат им вручали в любом случае.
Закрытость обучения способствовала тому, что девушки были полностью оторваны от жизни и зачастую вели себя неестественно. Например, могли убежать, завидев на улице подвыпившего мастерового, или считали себя помолвленными, если на балу молодой человек пригласил их на мазурку.

Добавить комментарий

Добавить комментарий

Соблюдайте правила комментирования. При несоблюдении, Вы можете быть забанены.

Если Вам надоело каждый раз вводить капчу – потратьте один раз две минуты и станьте полноправным участником соцсети "На пенсии", а главное комментируйте, без всякой капчи, сколько хотите.

Loading...
Загрузка