Ключевые тезисы:
-
Из-за дефицита бюджета и нехватки средств в ПФУ существенного повышения пенсий весной ожидать не стоит.
-
Индексация с 1 марта составит 12,1%, однако обещанная реформа и минимальная пенсия в 6 тысяч гривен пока остаются на уровне заявлений.
Министр социальной политики Денис Улютин сделал ряд заявлений об индексации пенсий с 1 марта и запланированной пенсионной реформе. В этом материале попробуем разобраться, чего ждать пенсионерам весной и что не так с очередными обещаниями чиновников.
Ранее мы рассказывали, у кого еще с марта существенно увеличатся пенсии.
Хватит ли денег?
Анализ Государственного бюджета на текущий год свидетельствует, что большого прорыва ожидать не стоит. Документ предусматривает, что Украина планировала заработать в течение года около 2,9 триллиона гривен, а потратить более 4,7 триллиона. Разница очевидна. Дефицит бюджета составляет почти 2 триллиона. Этих денег физически нет. Фактически все, что государство зарабатывает, тратится на армию. Остальные расходы, в том числе социальные, планируется покрывать за счет международной помощи. При этом у Пенсионного фонда нет собственных средств, чтобы покрыть все расходы на выплату пенсий. Примерно на треть бюджет ПФУ дотируется из Государственного бюджета, где, как мы видим, денег не хватает. Следовательно, можно сделать вывод, что, как и в прошлом году, часть пенсий фактически выплачивается в кредит за счет международных заимствований. Сколько еще продержится этот финансовый мыльный пузырь — неизвестно. Поэтому неудивительно, что средств на существенное повышение пенсий нет.
Какой должна быть минимальная пенсия
Напомним, что с 1 января прожиточный минимум для пенсионеров вырос с 2361 гривны до 2595 гривен, то есть на 234 гривны. Такой же теперь является минимальная пенсия. В процентах (почти на 10%) в военное время это вроде бы неплохо. Но в реальном измерении на такой прожиточный минимум выжить невозможно. Министр признает, что этого мало, и утверждает, что минимальная пенсия должна составлять 6 тысяч гривен.
— Мы уже завершили дизайн новой пенсионной модели и финализируем соответствующий законопроект, который предусматривает гарантированную базовую возрастную выплату, не менее 6 тысяч гривен, — заявил Денис Улютин.
О пенсионных реформах
А где же обещанная балльная система, которую так активно несколько предыдущих лет обещал бывший премьер-министр Денис Шмыгаль и рекламировала предыдущий министр социальной политики Оксана Жолнович? И что с базовой социальной помощью? Почему она предусмотрена далеко не для всех и в меньших размерах, чем когда-то анонсировалось? В правительстве давно признали, что реальный прожиточный минимум должен быть значительно выше официально установленного, однако из года в год продолжают «завершать дизайн реформы» и что-то «финализировать».
Это же касается и накопительной пенсионной системы. Здесь Улютин более честно говорит, что условий для этого сейчас нет. Ведь накопленные средства нужно куда-то инвестировать, чтобы хотя бы сохранить их и защитить от инфляции. А в условиях военного положения и крайне сложной экономической ситуации инвестировать накопления просто некуда. Разве не об этом предупреждали противники этой реформы?
В целом видно, что задача, поставленная Верховной Радой в прошлом году по поводу пенсионной реформы, предыдущим правительством окончательно выполнена не была. Теперь в профильном министерстве снова говорят о тех же реформах, но будет ли результат? От того, что «специальные» пенсии переименуют в «профессиональные» или «корпоративные», суть не меняется.
Кто попал под ограничения выплат?
На практике мы видим, что части пенсионеров с 1 января вообще приостановили выплату пенсий. В основном это касается внутренне перемещенных лиц и тех, кто выехал за границу. Кто-то не успел пройти идентификацию, кто-то не предоставил в Пенсионный фонд справку о неполучении пенсии от Российской Федерации. Эта норма была заложена как минимум год назад, и пенсионеров действительно предупреждали, что идентификацию до 31 декабря 2025 года необходимо пройти. Однако десятки тысяч людей временно остались без выплат.
Также с 1 января продолжили искусственно ограничивать чрезмерно высокие пенсии (свыше 10 прожиточных минимумов). Кто-то считает такие действия справедливыми, но делается это не от хорошей жизни, а из-за нехватки бюджетных средств.
Продолжаются и строгие проверки, а также ограничения в выплате пенсионных надбавок для тех, кто проживает в зоне радиологического загрязнения вследствие Чернобыльской катастрофы.
Индексация с 1 марта
Как уже отмечалось, глава Министерства соцполитики подтвердил, что весенняя индексация пройдет вовремя и пенсии проиндексируют на 12,1%. Он подчеркнул, что это на 4% больше уровня инфляции за прошлый год. Но можно ли доверять официальной статистике, которая утверждает, что цены выросли всего на 8%?
Кроме того, давно известно, что на установленный процент увеличивается не вся пенсия, а лишь зарплата, которая подставляется в формулу расчета. В результате увеличивается только основной размер пенсии без различных надбавок. В итоге далеко не все почувствуют повышение, на которое рассчитывают. А лица, которые с Нового года получают пенсию или государственную социальную помощь в размере 2 595 гривен, могут индексации вообще не дождаться, поскольку им уже повысили выплаты с 1 января.
Каждый год Кабинет Министров принимает отдельное постановление о ежегодной индексации пенсий, где есть свои нюансы, ограничения и особенности. Иногда они не совпадают с требованиями Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», а иногда постановления разных лет накладываются друг на друга и еще больше запутывают ситуацию на практике.
Читайте также:









