Пятница, 29 марта, 2024
ГлавнаяЗдоровьеУченые рассказали, как стареют наши органы

Ученые рассказали, как стареют наши органы

Биологи выяснили, что каждый орган тела человека и животных стареет по своему уникальному сценарию и со своей скоростью, наблюдая за тем, как менялась работа клеток в мозге, печени и других частях организма мышей по мере их дряхления, говорится в статье, опубликованной в журнале Cell Systems, передает РИА «Новости». «Мы сфокусировали свое внимание на печени и […]

«Мы сфокусировали свое внимание на печени и мозге по той причине, что у этих органов кардинально разные способности по самовосстановлению. Печень умеет регенерировать себя, даже если это орган очень старого человека или животного, и поэтому ее молекулы должны быть довольно молодыми. В мозге все происходит наоборот – наши предыдущие исследования показали, что многие белки в нейронах не меняются на протяжении всей жизни», — заявил Мартин Хетцер (Martin Hetzer) из Института Салка в Ла-Хойе (США).

Хетцер и его коллеги выяснили, что наш организм стареет не равномерно и одинаково во всех его органах, каждый из которых дряхлеет по своей собственной «программе», сравнив то, как устроены и работают белки в клетках молодых и пожилых мышей.

Как отмечают ученые, их коллеги обычно фокусировали внимание на том, как хорошо считывались гены, а не на состоянии белков и молекул РНК, инструкции по сборке которых содержатся в этих генах.

Наблюдая за состоянием клеток печени и мозга в организме молодых шестимесячных и пожилых двухгодовалых мышей, ученые заметили, что их белковое содержимое и система сборки молекул белков стареет совершенно по-разному. Так, в случае с мозгом от дряхления больше всего страдали белки, отвечающие за передачу сигналов между клетками, и сама машина по сборке белков.

В печени старение шло иным путем – в ее клетках проблемы возникали в первую очередь с теми белками, которые отвечали за считывание генов и управление метаболизмом клетки. Нечто похожее происходило и в других органах – для каждого из них был характерен свой собственный набор барахлящих белков, эффективность чьей работы падала с разной скоростью.
Все это говорит о том, что старость нельзя рассматривать как единый процесс для всего организма – это очень сложный феномен, порождаемый старением каждого органа по-отдельности и их взаимодействием друг с другом. Как надеются ученые, дальнейшие наблюдения за изменениями в работе белков помогут нам понять, как можно замедлить или остановить одряхление хотя бы части самых быстро стареющих органов.