Долина Центр
Самое популярное

«Семнадцать мгновений весны»: что осталось за кадром

13 авг. 2018 12:30 | №32 0 546 0

В августе исполняется 45 лет с того дня, как на экраны вышел легендарный фильм Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Создание любого фильма — дело нелегкое, но съемка саги о советском разведчике стоила режиссеру сердечного приступа и испорченных отношений со многими звездами.

    

Остап Бендер едва не стал советским разведчиком

Действующих героев в фильме очень много, поэтому кастинг был делом трудоемким. И самым трудным оказалось подобрать актера на главную роль. По одной из версий, Юлиан Семенов писал Штирлица специально под Арчила Гомиашвили, однако это представляется очень сомнительным. Но то, что у грузинского актера и Лиозновой в то время был бурный роман — святая правда, как и то, что Гомиашвили страстно хотел сыграть Штирлица. Несмотря на близкие отношения, Лиознова не видела его в этой роли. Однажды они втроем ехали в машине и обсуждали кандидатуры на главную роль. И Семенов, не долго думая, кивнул на Гомиашвили: «Штирлиц? Так вот же он!». Но Лиознова расхохоталась: «Вы только представьте себе этого Бендера в роли советского разведчика Исаева!». Позже, чтобы подсластить горькую пилюлю, Лиознова предложили Гомиашвили роль Мюллера, но гордый горец отказался. Он на всю жизнь затаил обиду на Лиознову, и задетое мужское самолюбие оказалось сильнее чувств.

    

На пробах Штирлиц был с усами

На главную роль Лиознова приглашала Иннокентия Смоктуновского, Олега Стриженова и  Юрия Соломина. Но все они были заняты в театре и не могли посвятить три года работе над одним фильмом. Кто-то из ассистентов режиссера предложил ей посмотреть Вячеслава Тихонова. Благо, актер в это время как раз был свободен. А кроме того, он прекрасно знал съемочный процесс и ничего не имел против продолжительных съемок. Лиознова пригласила его на пробы. Актера загримировали под Штирлица и почему-то приклеили ему пушистые усы. Вид нового штандартенфюрера привел Лиознову в ужас. Но поработав с Тихоновым, она поняла: именно он должен играть нашего разведчика. За эту роль актер был даже награжден орденом.

Фильм Лиозновой жесткий и напоминает собой кинохронику — в нем нет места сантиментам. Однако один достойный лирический эпизод в фильме все же есть. Это встреча Исаева с женой в кафе «Слон». Первоначально в сценарии этого эпизода не было. Но после того, как легендарный разведчик Конон Молодый рассказал Тихонову о том, как разведчики встречались со своими женами, актер предложил Лиозновой снять такую сцену. Сначала планировали, что вместе с женой в кафе придет и сын Исаева, но Лиознова решила, что мальчик будет отвлекать зрителя от «диалога взглядов» и эмоциональный эффект станет слабее. Роль Элеоноры Шашковой, которая сыграла жену Исаева без единой реплики, Лиознова называла самой гениальной в фильме. А композитор Микаэл Таривердиев, наблюдая за глазами актеров, сел за рояль и буквально за час написал музыку, которая сопровождает в фильме этот пятиминутный эпизод.

    

Мюллер дергал шеей из-за тесного воротничка

После того как Гомиашвили отказался от роли Мюллера, кто-то из помощников режиссера привел в студию Леонида Броневого. Он не горел желанием сниматься — платили за работу буквально копейки, но помреж пообещал, что эта роль изменит всю жизнь артиста. Так оно и вышло. Известность к Леониду Сергеевичу пришла после исполнения именно этой роли.

Кстати, все помнят, как Мюллер постоянно нервно дергает шеей, но это не дополнение к образу — актеру выдали рубашку меньшего размера и воротничок впивался ему в горло. Таким жестом Броневой просто пытался ослабить дискомфорт. Однако Лиознова посчитала это удачной находкой — она видела Мюллера этаким неврастеником. Поэтому даже после того как рубашку актеру поменяли, жест оставили как красочный штрих к образу.

А вот Леонида Куравлева первоначально прочили на роль Гитлера. Его загримировали и выпустили на площадку, но роль фашистского диктатора у актера получалась плохо. Сам он объяснял это так: «...я этого антихриста не осилил, моя природа была против». Но так как Лиознова хотела собрать в фильме исключительно звезд, она уговорила Куравлева сыграть эсэсовца Айсмана. Но и эта роль чуть не ускользнула от актера — у него были слишком добрые глаза. И тогда режиссер придумала сделать его героя одноглазым, а перед актером поставила задачу: этим глазом буквально прожигать партнера.

     

Как «Веселый Роджер» стал советским флагом

Хотя Лев Дуров сыграл в фильме небольшую роль агента Клауса, он успел восстановить против себя советские спецслужбы. Почти все натурные сцены снимали в Германии, и перед тем, как дать разрешение на выезд в ГДР, с актерами проводили беседу, чтобы убедиться в их «политической сознательности». Когда выездная комиссия попросила Дурова описать советский флаг, актер потерял дар речи. Позже он рассказывал: «Мне стало плохо сразу, я думаю: что, я выгляжу кретином? Говорю: «Черный фон, череп и две скрещенные берцовые кости. Называется Веселый Роджер». Естественно после такого ответа актера мгновенно внесли во все «черные списки» и ни в какую Германию он не поехал. И пришлось Штирлицу стрелять в Клауса на берегу подмосковного пруда.


Прототип Штирлица был немцем

Прототипом Штирлица считается советский разведчик немец Вилли Леман, агентурная кличка которого была Брайтенбах, а кодовый номер — А201. Он служил заместителем шефа германской разведки Вальтера Шелленберга и имел репутацию ценного работника — даже удостоился портрета фюрера с его автографом. Он работал на советские спецслужбы по собственной инициативе, его никто не вербовал. Точная дата его гибели неизвестна, известно только, что гестапо арестовало его в декабре 1942 года.

Добавить комментарий

Добавить комментарий

Соблюдайте правила комментирования. При несоблюдении, Вы можете быть забанены.

Если Вам надоело каждый раз вводить капчу – потратьте один раз две минуты и станьте полноправным участником соцсети "На пенсии", а главное комментируйте, без всякой капчи, сколько хотите.

Loading...
Загрузка