No menu items!
Вторник, 19 марта, 2024
ГлавнаяДосуг«По семейным обстоятельствам»: кому помешал чешский унитаз?

«По семейным обстоятельствам»: кому помешал чешский унитаз?

Фильм «По семейным обстоятельствам» называют единственной семейной сагой советского кино. Едва появившись на экранах, он мгновенно обрел небывалую популярность и стал культовым. Премьера знаменитого фильм состоялась в 1977 году, и в этом году мы отмечаем юбилей премьеры.      «Не пишу такие глупости!» Когда директор театра Моссовета вызвал известного драматурга Валентина Азерникова и приказал срочно […]

Фильм «По семейным обстоятельствам» называют единственной семейной сагой советского кино. Едва появившись на экранах, он мгновенно обрел небывалую популярность и стал культовым. Премьера знаменитого фильм состоялась в 1977 году, и в этом году мы отмечаем юбилей премьеры.

    

«Не пишу такие глупости!»

Когда директор театра Моссовета вызвал известного драматурга Валентина Азерникова и приказал срочно написать простую, легкую пьесу о Москве и москвичах к юбилею города, драматург ответил: «Не пишу такие глупости!». В то время он как раз вынашивал замысел серьезной пьесы,  и просьба написать легкую историю из жизни показалась ему оскорбительной ерундой. Но, спустившись в метро, по дороге домой писатель внимательно изучал лица людей. По дороге к дому с Пушкинской площади в Сокольники у него возник замысел пьесы о людях, которые знакомятся, обменивая квартиры. Так был найден главный сюжетный ход. Первоначально пьеса называлась «Возможны варианты».

Несмотря на то, что в пьесе речь шла о москвичах, в ней с легкостью узнавали себя и жители других городов, ведь история оказалась абсолютно универсальной и могла происходить где угодно. История молодой бабушки, которая была вынуждена искать варианты размена жилья, пришлась по душе всем.  Пьесу поставили в театре Моссовета. Успех был невероятен. И почти сразу же историей заинтересовались кинематографисты, предложив переделать пьесу в сценарий фильма.

Сразу несколько известных режиссеров читали сценарий. Но руководство киностудии отдало предпочтение Алексею Кореневу, известному по фильму «Большая перемена». Оператором стал Анатолий Мукасей, который снимал такие культовые комедии как «Берегись автомобиля» и «Дайте жалобную книгу».  В середине 1977 года были назначены кинопробы, и режиссер вместе со сценаристом стали подбирать актеров.

    

Сценарист устроил дополнительные пробы

Мнения по поводу того, кто должен играть главную героиню, разошлись почти сразу. Многие члены съемочной группы видели в этой роли Людмилу Касаткину. Но сценарист настаивал на том, что эта роль должна принадлежать Галине Польских. Для того чтобы убедить режиссера, сценарист попросил руководство назначить дополнительные пробы и написал для  актрисы несколько новых реплик, которые она должна была произносить в кадре. Чудо произошло — в этих новых пробах текст героини звучал так убедительно, что Галина Польских почти сразу была утверждена на главную роль.

На роль Игоря пробовались шесть актеров. Трое из них были забракованы сразу после проб, трое остались. В конце концов предпочтение отдали Евгению Стеблову, по той причине, что именно он играл роль Игоря в театральной постановке, и  очень хорошо был знаком с образом своего персонажа. Это был удачный выбор. Реплики Игоря Стеблова стали крылатыми фразами, которые произносят и цитируют до сих пор.

И на главные, и на эпизодические роли были приглашены и другие замечательные  актеры: Марина Дюжева, Евгений Евстигнеев, Ролан Быков, Анатолий Папанов, Владимир Басов, Лев Дуров. Успех был гарантирован, хотя…

    

Скандальный фрагмент вырезали ножницами

До выхода фильма на экраны необходимо было пройти самый важный и ответственный этап — специальную комиссию, которая и должна была решить его судьбу. К показу перед комиссией фильм готовили очень тщательно. И вот в самый последний момент контрольный редактор вдруг обратил внимание на момент в фильме, когда героиня Галины Польских говорит о том, что в квартире чешский унитаз.

— Это намек на советские танки в Праге!- возмутился редактор и побежал к начальству. Начальство побелело от ужаса и распорядилось — «чехов убрать! И унитаз тоже». В те годы ненужное убирали… ножницами. Редактор побежал за ножницами, и вручную вырезал скандальный фрагмент фильма.

К счастью, маленький кусочек пленки не выбросили, а благополучно сохранили в хранилище киностудии. И после перестройки и отмены цензуры приклеили обратно.

Высокую комиссию из правительства возглавляла председатель Гостелерадио СССР Стелла Жданова. Все остальные члены комиссии не смотрели на экран, а следили исключительно за ее реакцией. Надо ли говорить о том, что «главным действующим» лицом был младший редактор, который сидел наготове с ножницами. Но ножницы больше не понадобились. Ждановой фильм очень понравился, и руководство киностудии получило разрешение выпустить фильм на экраны.

   

Квартира за фильм

В кинотеатрах лента пользовалась невероятным успехом. В это время неожиданно выяснилось, что автор замечательной истории, драматург и сценарист Валентин Азерников не имеет жилья! В силу семейных обстоятельств он остался без квартиры и жил то у знакомых, то у родственников.

Актер Ростислав Плятт вместе с представителями Союза писателей пошли к чиновникам Моссовета. Чиновников очень поразил тот факт, что автор культовой кинокартины о квартирах сам не имеет жилья, поэтому писателю выдали ордер. Впоследствии Азерников всегда рассказывал о том, что фильм «По семейным обстоятельством»  стал его ордером на квартиру.


Кто прав: невестка или свекровь?

Однажды, вспоминая съемки фильма «По семейным обстоятельствам», Марина Дюжева сказала:

— Когда я снималась в фильме, я и мое поколение девочек были полностью на стороне моей героини. Сейчас, когда я уже в возрасте Галины Польских, я полностью на ее стороне. Подрастают наши дочери, которые сейчас переживают за мою героиню. Через 20-30 лет они тоже будут переживать за героиню Польских. И так будет все время.

Ирина Лобусова

Новое на сайте

купить ноутбук Одесса, цены в Украине