Самое популярное

«Вокзал для двоих» снимали в колонии

14 марта 2017 15:00 | №11 0 511 0

В этом году исполняется 35 лет фильму «Вокзал для двоих». Эта лента получила приз «Варшавская сирена» как лучший зарубежный фильм, а на Каннском кинофестивале была номинирована на «Золотую пальмовую ветвь». Как рождался шедевр?

  

Сюжет фильма взяли из жизни

Сценарий этого фильма был написан по мотивам реальных событий — двух историй, которые произошли с известными людьми. Правда, в то время об этом знали только самые близкие люди.
Первая случилась с композитором Микаэлом Таривердиевым и актрисой Людмилой Максаковой, в которую он был отчаянно влюблен. Дело было в 1960-х годах. Однажды Таривердиев подвозил актрису домой и на пустынной дороге позволил ей сесть за руль. В этот момент из кустов выскочил пьяный, и Максакова сбила его. Таривердиев попал под суд, который длился два года. Актриса, чтобы не ломать себе карьеру, тут же отреклась от композитора. К счастью, Таривердиева оправдали. Но сценарист Эмиль Брагинский, который по первому образованию был юристом, решил пофантазировать на тему, как могла бы сложиться судьба композитора, если бы его осудили.

Вторая история приключилась с поэтом Ярославом Смеляковым. После войны он был репрессирован и отбывал срок в лагере. Как-то его отпустили «в увольнение» к друзьям — сценаристам Валерию Фриду и Юлию Дунскому, которые проживали на поселении неподалеку. Вечером друзья, отмечая встречу, крепко выпили и проспали подъем. За опоздание к утренней поверке Смелякову грозил новый срок, и Дунский с Фридом всю дорогу до лагеря бегом буквально на себе тащили поэта, который не отличался большой выносливостью.

  

Рязанов тащил в сани с оператором

Работа над фильмом «Вокзал для двоих» шла тяжело и против всяких правил. Начинали съемки с финальных кадров, в одной из подмосковных колоний. Дело в том, что зима была уже на исходе, и Рязанову нужно было снять «северные» сцены — в которых герои встречаются в избе, а потом бегут по снегу в колонию. Этот эпизод режиссер хотел снять в пасмурную погоду, но в назначенный день, вопреки прогнозу, неожиданно выглянуло яркое солнце. Откладывать съемки было нельзя — вот-вот морозы отступят и начнется оттепель. И Рязанов дал «добро» на съемку.

Гурченко и Басилашвили должны были бежать по снегу, а рядом на санях — двигаться операторская группа. Актерам, чтобы держаться вровень с камерой, пришлось вместо бега перейти на прогулочный шаг, так как нагруженные аппаратурой сани были тяжелыми и ехали медленнее, чем это требовалось. Тогда тащить сани взялись все свободные участники съемочной группы. В них впрягся даже Эльдар Рязанов, между делом раздавая режиссерские указания.

Мороз в тот день был больше 30 градусов, и актерам пришлось не столько играть, сколько пережить то, что переживали их персонажи. Рязанов рассказывал: «Они спотыкались, падали, вставали, снова валились, ползли по снежной дороге, по-настоящему изнемогали от усталости. У Гурченко после этих съемок были вдрызг разбиты обе коленки».

   

Актер делился с заключенными едой

Сцены в колонии снимали в настоящем подмосковном лагере, и Олегу Басилашвили, который играл главную роль, приходилось проводить среди заключенных по 12 часов в день. Сначала они относились к актеру очень враждебно — их раздражало, что холеный москвич изображает одного из них. Как-то заключенные убирали снег специальным приспособлением — волокушей, которое напоминает огромную лопату. Несколько раз они проходили мимо актера, стараясь обязательно задеть его этой волокушей. Басилашвили уворачивался, и в конце концов не выдержал: «Ребята, я сейчас на работе, такой же подневольный, как и вы. Думаете, пойду к начальнику на вас жаловаться? Не пойду». Такое отношение актера стало располагать к нему заключенных и нападки на него прекратились.

Этому поспособствовала еще и работа над одной из сцен — обеда в лагерной столовой. Ее пришлось переснимать много раз, и заключенных каждый раз предупреждали, чтобы они не доедали все, так как сейчас будет еще один дубль. Зато герою Басилашвили полагалось съесть все, и для нового дубля ему приносили новую порцию еды. И тогда актер стал потихоньку делиться ею с заключенными, что немало поспособствовало нормализации отношений.

  

Сценарий фильма писали для Басилашвили

Для большей достоверности Басилашвили пришлось «брать уроки» у одного из местных криминальных авторитетов, который отбывал наказание. Как «плату за услуги» он попросил актера произнести в фильме его фамилию. Басилашвили долго думал, как это сделать, и в конце концов с одобрения Рязанова таки вставил в одну из своих реплик фамилию «авторитета». Когда Гурченко приезжает к нему на свидание в зону и утром пытается его разбудить, актер сквозь сон произносит фразу: «Онофренков, отстань!». Так Басилашвили увековечил в фильме фамилию своего «наставника».

Кстати, главную роль в картине «Вокзал для двоих» писали специально для Басилашвили. Говорят, что когда-то Рязанов дал Басилашвили расписку, что станет снимать его в каждом своем фильме. Возможно, это была шутка, потому что Рязанов был человеком очень жестким и никакие расписки не заставили бы его снимать в своем фильме актера, который не подходил бы на роль. Однако фильм «Вокзал для двоих» послужил своеобразной компенсацией актеру. Дело в том, что Рязанов собирался снимать Басилашвили в роли Ипполита в «Иронии судьбы», но у актера умер отец и он не мог оставить мать одну. А вот Людмилу Гурченко Рязанов не снимал 25 лет, и после «Карнавальной ночи» «Вокзал для двоих» стал их первой совместной работой. Говорили, что виной всему был строптивый характер актрисы.


Как фильм спас Гурченко
Однажды Людмила Гурченко получила письмо из тюрьмы. Один из заключенных писал, что увидел ее на обложке журнала «Советский экран» и дорогие украшения актрисы не давали ему покоя. Преступник решил, что как только окажется на свободе, непременно ограбит ее, но вскоре в лагерь привезли фильм «Вокзал для двоих». Посмотрев его, заключенный не только решил не грабить актрису, но и запретил трогать ее даже своим подельникам.

Добавить комментарий

Добавить комментарий

Соблюдайте правила комментирования. При несоблюдении, Вы можете быть забанены.

Если Вам надоело каждый раз вводить капчу – потратьте один раз две минуты и станьте полноправным участником соцсети "На пенсии", а главное комментируйте, без всякой капчи, сколько хотите.

Loading...
Загрузка