No menu items!
Вторник, 19 марта, 2024
ГлавнаяДосуг«Война и мир»: конфликты и интриги на съемочной площадке

«Война и мир»: конфликты и интриги на съемочной площадке

50 лет назад Сергей Бондарчук закончил съемки киноэпопеи «Война и мир». Критики писали, что нужно было обладать большой творческой смелостью, чтобы экранизировать роман, насыщенный столь грандиозными событиями. Актеры «бежали» от Бондарчука Когда встал вопрос об экранизации «Войны и мира», режиссерских кандидатур было две — Иван Пырьев, директор «Мосфильма», и Сергей Бондарчук. Что произошло между ними, […]

50 лет назад Сергей Бондарчук закончил съемки киноэпопеи «Война и мир». Критики писали, что нужно было обладать большой творческой смелостью, чтобы экранизировать роман, насыщенный столь грандиозными событиями.

Актеры «бежали» от Бондарчука

Когда встал вопрос об экранизации «Войны и мира», режиссерских кандидатур было две — Иван Пырьев, директор «Мосфильма», и Сергей Бондарчук. Что произошло между ними, неизвестно, однако Пырьев уступил экранизацию молодому коллеге. Известно только, что до конца жизни они не здоровались друг с другом.

Начало работы над фильмом было бурным. На площадке царил настоящий хаос: сценарий еще не был утвержден, когда Бондарчук стал проводить репетиции и пробы с огромным количеством актеров. Часто возникали конфликты, многие уходили из-за режиссерского диктата и отсутствия порядка на съемочной площадке. Но больше всего Бондарчука беспокоило то, что он не мог найти актера на роль Пьера Безухова. Единственной кандидатурой, которая на тот момент устраивала режиссера, был тяжелоатлет Юрий Власов, однако он сниматься отказался. И тогда Бондарчуку пришлось примерить эту роль на себя. Он боялся, что не справится одновременно с режиссерской и актерской работой. Но когда просматривали первые отснятые эпизоды с его участием, вся съемочная группа аплодировала мастеру стоя.

Савельева сыграла Ростову случайно

На роль Наташи Ростовой пробовали массу самых известных актрис — Кустинскую, Фатееву, Вертинскую, Гурченко, но никто из них не подошел. И тогда ассистент режиссера пригласила молодую ленинградскую балерину Людмилу Савельеву. Бондарчук едва ее увидел, пожалел, что согласился провести пробы — на Наташу она была совершенно не похожа. Но чтобы не обидеть девушку, Бондарчук позволил ей сыграть сцену из фильма. Играла она ужасно, и оба — режиссер и актриса понимали это. Расстроенная Савельева собиралась уезжать домой, когда ассистент режиссера сумела уговорить Бондарчука провести пробы еще раз, уже в гриме. На актрису надели платье Наташи Ростовой и парик, и она почувствовала, что в ней словно что-то изменилось. Кроме того, подыгрывал ей на пробах Иннокентий Смоктуновский, который незадолго до этого отказался от роли князя Болконского ради роли Гамлета. Пробы оказались блестящими, и Савельева была утверждена на роль Ростовой. Первое время она работала на два города, но когда от переутомления стала терять сознание, поняла, что нужно заниматься чем-то одним и сделала выбор в пользу кино.

Обманул Артмане ради жены

В роли Болконского Бондарчук видел Эдуарда Марцевича, однако эта кандидатура не устроила министра культуры Екатерину Фурцеву. Она потребовала, чтобы Болконского играл Вячеслав Тихонов. И режиссеру пришлось вводить Тихонова в работу буквально с места в карьер, когда съемки были в самом разгаре. Перфекционист Бондарчук пытался добиться максимальной достоверности и делал огромное количество дублей. Однажды он переснимал сцену 32 раза, доведя Тихонова до тихого бешенства. Несмотря на это, актер четыре года отказывался от других предложений, посвятив все свое время «Войне и миру».

А вот с ролью Элен Безуховой произошла очень некрасивая история. Первоначально на эту роль пригласили латышскую актрису Вию Артмане. Однако когда она уже собиралась вылетать в Москву, Бондарчук позвонил ей, извинился и сообщил, что Элен будет играть его жена Ирина Скобцева. Через несколько лет Артмане с неприятным удивлением узнала, что Скобцевой режиссер сказал, что надеется только на нее, так как эту роль просто некому играть.

Как «солдаты» солому сажали

Весь антураж фильма — мебель, интерьеры, пушки, мундиры — был подлинным. Многие батальные сцены снимали на берегу Днепра под Дорогобужем, и в Закарпатье, под Мукачево. Самой большой проблемой оказался вековой дуб, который в романе Толстого, стоял посреди Бородинского поля. Чтобы воссоздать его, декораторам пришлось найти подходящее дерево, распилить и в таком виде доставить на площадку. Установили дуб, скрепив его специальными скобами. Такие же трудности возникли и при поисках подходящего ржаного поля. Из положения вышли остроумным способом: каждый из 15 тысяч солдат массовки выкопал по 30 ямок и воткнул в каждую по пучку ржаной соломы.
Для батальных сцен был специально сформирован кавалерийский полк из 1500 солдат. Кроме того, в фильме задействовали солдат срочной службы из ближайших воинских частей. А всего в атаку шли 12 тысяч статистов, одетых в форму солдат того времени. Одновременно снимали несколько планов: через реку, которую пожарные за кадром устроили из брандспойтов, мчалась конница, немного в стороне шел рукопашный бой, рядом что-то взрывалось и горело. Однако пиротехники обладали таким профессионализмом, что в невероятном дыму и грохоте за время съемок не произошло ни одного несчастного случая.

Роман экранизировали и американцы
Первый фильм по роману «Война и мир» был поставлен в 1913 году легендарным Петром Чардыниным. А через 40 с лишним лет американский режиссер Кинг Видор предложил свою версию романа. Наташу Ростову играла Одри Хепберн, а на роль Болконского был приглашен Марлон Брандо. Однако Брандо категорически отказался сниматься с Хепберн, и Болконского сыграл ее муж Мел Феррер. Хепберн считала эту роль самой сложной в своей карьере.

Вальсы и полонезы написал студент

За право написать музыку для фильма-эпопеи конкурировали всемирно признанные композиторы: Дмитрий Шостакович, Георгий Свиридов и Арам Хачатурян. Но Бондарчук выбрал Вячеслава Овчинникова, который в 1962 году (начало съемок) был еще никому не известным студентом консерватории. Кроме музыки Овчинникова, написанной специально для фильма, с экрана звучат французские военные марши.

Интересный факт

«Война и мир» — самая дорогая постановка за всю историю советского кино: при средней стоимости односерийного полнометражного фильма в 400 тыс. рублей смета «Войны и мира» составила 18 млн. рублей.

Новое на сайте

купить ноутбук Одесса, цены в Украине