Самое популярное

«Высота»: актерам пришлось стать верхолазами

24 янв. 2017 16:05 | №4 0 364 0

В этом году исполняется 60 лет фильму «Высота». Режиссер Александр Зархи сумел из сценария, напоминавшего агитку, создать фильм о мужестве и любви, который зрители до сих пор смотрят с удовольствием.

Фильм был последним шансом для режиссера

Александр Зархи, который был известным режиссером, лауреатом двух престижных премий, в начале 1950-х годов неожиданно попал в опалу. Ему поручили снять фильм о передовике производства, но пока шла работа, человека, послужившего прообразом главного героя, репрессировали. И хотя Зархи не имел к нему ни малейшего отношения, его уволили со студии.

Через некоторое время дирекция «Мосфильма» приняла решение снять фильм на производственную тему. Выбор пал на роман Евгения Воробьева «Высота», где рассказывалось о работе строителей домны. Сценарий был настолько скучен и напоминал агитационный плакат, что снимать фильм по нему не захотел ни один известный режиссер. И тогда директор студии вспомнил про Зархи, который сидел без работы. Прочитав сценарий, Александр Григорьевич расстроился: сделать из него хороший фильм было просто невозможно. Однако и отказаться от шанса вернуться на студию режиссер не мог. И тогда он просто переписал сценарий, придав героям больше человеческих черт и усилив романтическую линию.

По иронии судьбы, Зархи, которому предстояло снимать фильм про высотников, панически боялся высоты. По рассказам дочери, Александр Григорьевич никогда не выходил на балкон и старался не подходить близко к окнам. Но желание вернуться в профессию было сильнее страха, и во время работы он даже смог пересилить себя, поднимаясь на домну.

Актеры работали на огромной высоте

В роли Кати Петрашень Александр Зархи видел только Инну Макарову. Зная ее по роли Любки Шевцовой, он даже не стал проводить пробы. А вот кто будет играть Николая Пасечника, Зархи решить никак не мог. И тогда ассистент режиссера предложил на эту роль Николая Рыбникова, который только закончил сниматься в фильме «Весна на Заречной улице». Этот фильм еще не успел выйти на экраны, но киношники уже умудрились его посмотреть, и обаятельный герой Рыбникова произвел на них большое впечатление.
Снимали «Высоту» на металлургическом комбинате города Каменское (Днепродзержинск), во время строительства домны №12. Комбинат был похож на огромный город: из конца в конец мчались машины, тянулись рельсы, по которым сновали вагонетки, вокруг стоял оглушительный шум и грохот. Актерам, непривычным к такой обстановке, приходилось передвигаться по комбинату чуть ли не с риском для жизни. А кроме этого, им на своей шкуре пришлось ощутить всю прелесть работы монтажников — съемки проходили на 40-метровой высоте. Более того, работать приходилось без страховочных тросов, так как на пленке они были бы заметны. Конечно, в фильме есть и комбинированные съемки, однако большинство сцен с участием главных героев снимали вживую.

Рыбников спускался по тросу без перчаток

Для съемки момента, когда Пасечник на руках спускается по тросу с 40-метровой высоты, первоначально предполагалось пригласить каскадера, однако Рыбников решил сделать этот трюк самостоятельно. Он собирался прокрутиться вокруг каната во время спуска и повернуться к камере, чтобы было видно его лицо. Зархи согласился. Но когда прозвучала команда: «Мотор!», костюмеры забыли дать Рыбникову перчатки и он вынужден был съехать по толстому металлическому тросу без них. Макарова, стоявшая внизу, бросилась к нему: «Ну, как ты?». «Ничего, только ноги трясутся», — ответил Рыбников. А потом показал ей содранные до крови ладони. В этот момент режиссер дал команду на второй дубль, и актер снова, на этот раз уже в перчатках, съехал вниз по канату.

Не меньше мужества во время работы требовалось и от Инны Макаровой. Сцена, где она танцует на тонких мостках прямо над бездной, снималась без монтажа. Актриса действительно танцевала и пела на домне, на 40-метровой высоте. Позже Макарова рассказывала, что самым страшным для нее было не это, а то что ей после танца пришлось спускаться лицом вперед по узенькой стремянке почти без перил. Она спускалась, как учили бывалые монтажники, держась пятками за ступеньки. И это стало для актрисы самым страшным испытанием за все время съемочного процесса.

Написать марш оказалось труднее симфонии

Главную музыкальную тему к фильму «Высота», которая называется «Марш монтажников», написал композитор Родион Щедрин. Его посоветовала Александру Зархи Лилия Брик, которая дружила и с режиссером, и с композитором. Щедрин тогда оканчивал аспирантуру консерватории и с легкостью писал симфонические темы, а вот над песней монтажников ему пришлось покорпеть, пока получился вариант, который и вошел в фильм.

Добавить комментарий

Добавить комментарий

Соблюдайте правила комментирования. При несоблюдении, Вы можете быть забанены.

Если Вам надоело каждый раз вводить капчу – потратьте один раз две минуты и станьте полноправным участником соцсети "На пенсии", а главное комментируйте, без всякой капчи, сколько хотите.

Loading...
Загрузка